Православный календарь



Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Проповедь иеромонаха Феофана (Пожидаева) в Великий Четверг
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
    Святая Церковь воспоминает сегодня, в Великий Четверток Страстной седмицы, Тайную Вечерю Господа Нашего Иисуса Христа со Своими учениками, будущими апостолами, проповедниками Евангелия и совершителями таинства Тела и Крови Господней по Всему Миру.
    По Моисееву закону, установленному в Ветхом Завете,  еврейскому народу  заповедано было заклать и вкушать пасхального ягненка, который был прообразом Иисуса Христа, - кроткого и непорочного Агнца,  берущего на себя грехи Адама, то есть  всего рода человеческого.
    И вот в этой Сионской горнице Господь упраздняет ветхозаветную Пасху, и устанавливает Пасху Новозаветную  – величайшее надкосмическое Таинство Тела и Крови Богочеловека, которое не от мира сего, но совершается в этом временном вещественном мире Духом Святым через православных священнослужителей. 
   Таинство святого причащения, по заповеди Иисуса Христа: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), непрерывно совершается уже более двух тысячелетий на многочисленных престолах Вселенской Церкви. И пока прилагается хлеб и вино в Тело и Кровь Христову, пока воздеваются руки православных архиереев и иереев, и произносятся ими литургические молитвы, будет, как убеждает нас святоотеческое предание, существовать этот мир, и будут спасаться люди для Царства Небесного.
   На Тайной Вечери Господь предсказал ученикам, что один из них предаст Его, и это тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнувши в солило, - Иуда Искариотский. Как пишет Свт. Иоанн Златоуст, - было это для него причастием, с которым в него вошел сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Его Церкви. Вот такое может быть причастие для тех, кто приступает к нему недостойно. Пишет апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле  Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор 11: 29).  Но что значит причащаться недостойно, ведь все мы, так или иначе, недостойны, - это значит приступать к таинству не только без молитвенной подготовки, говенья и исповеди, но и без должного благоговения, страха Божьего, покаянного настроения души, сердца сокрушенного и смиренного. 
   И вот сегодняшняя ситуация, когда по объективным причинам и благословению Церкви приходится нам совершать подвиг самоизоляции и далеко не у всякого мирянина есть возможность причаститься за Божественной литургией, дает повод задуматься, а правильно мы приступали к причастию? Не подходили ли к Святой Чаше или по фарисейски, или по привычке? Не сделали ли мы Святое  Причастие пусть и обязательным, но просто формальным пунктом в нашей религиозной жизни? А  ведь Тело и Кровь Господни – это духовный огонь, пожигающий всякую нечистоту, не только телесную, но  и духовную, - нечистоту равнодушия, безразличия и формальности. Не стоит ли нам сделать «перезагрузку» нашего отношения к Святой Евхаристии и приступать к Телу и Крови Господней каждый раз, как в первый и в последний?
    Господь  после Тайной Вечери вошел с учениками  Своими в Гефсиманский сад, – на гору Елеонскую (Лк. 22, 24–28; Мф. 26, 30–35). Начались здесь Его человеческие страдания, - душевные и телесные. Перед этим Господь ученикам сказал: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, и, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал ученикам Богочеловек. 
    В личности Воплотившегося Бога Слова, второй Ипостаси Пресвятой Троицы, существуют непреложно  Божественная и человеческая  природа в полноте своей кроме греха, а по сим и две воли. При этом воля человеческая подчинена воле Божественной. Господь сказал в молитве к Отцу Небесному: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42), «не как Я хочу, но как Ты» (Мф, 26:39), подавая нам пример послушания и смирения, когда с нами происходит то, что не нравиться нам и противно нашей воли, но угодно Богу. 
  И вот, Спаситель мира, Царь и Владыка твари, преклонил главу и колена, молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Во время этой молитвы Господь три раза говорил Своим ученикам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели. Этим величайшим примером молитвы  Сам Господь учит нас тому, что молитвенное делание требует серьезных усилий от человека, порой крайнего напряжения души и тела, и как минимум требует предания себя воли Божией.
   Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его в  Гефсиманской молитве. И это нам утешение, что среди искушений и скорбей молитва, как реальное общение с Богом, подает нам благодатное утешение, внутренний мир и тихую радость Богообщения, укрепляя нас в готовности  встретить и перенести всякое искушение, страдание и даже саму телесную смерть. Ибо как говорил преподобный Антоний Великий, живший в египетской пустыне,  и умиравший для Христа в самоизоляции каждый день в течении многих лет: «умная душа», т.е. душа научившаяся молиться, «презирает вещественное стяжание и маловременную жизнь и избирает утешение небесное и жизнь вечную, которую и получит от Бога за добрую жизнь». Именно для того чтобы даровать нам такую возможность благодатной жизни, по Своей неизреченной любви к роду человеческому, нас ради и нашего ради спасения грядет Господь на вольную страсть.
  Аминь!

  С Великим Четвергом! 

Фото:

Фотогалерея:

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши

Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет