Православный календарь



Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Проповедь иеромонаха Феофана (Пожидаева) в Неделю воспоминания Адамова изгнания

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня, в последнюю подготовительную неделю к великому посту, т.е. в неделю об Адамовом изгнании, в прощеное воскресение, мы слышали евангельский отрывок из Нагорной проповеди: « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).

    Целью поста, в который мы с вами вступаем,  есть молитва и покаяние. Но как можно молиться, не примирившись с другими людьми, имея в сердце занозу злопамятства и обиды. Не примет Господь такой нашей молитвы.

   Но возможно ли покаяние без всепрощения? Покаяние - это изменение себя по духу Христову. И происходит это изменение только по Благодати Божией, которую даровал нам Господь, простив всех нас на кресте. А если мы не прощаем, то находимся вне духа Христова, и остаемся без Благодати, а значит и без покаяния. Вот и получается, что невозможно начать пост, не примирившись с братом своим. Таким образом, начинается великий пост с искренних слов «прости» и «прощаю».

   Сегодняшнее Евангельское чтение также призывает нас к благотворительности. Говорит Господь: «собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И Свт. Феофан Затворник пишет: «Если мы обогатимся сокровищами земными, то будем временными богачами и вечными бедняками; если же обогатимся сокровищами небесными, то будем временными бедняками и вечными богачами. Нам предоставлена возможность выбрать то или другое. В этой свободе выбора и заключается наша слава — но и наша мука». Т. е. если подчиним свои сердца и души житейской суете, земному богатству, стяжанию и сребролюбию, то испытаем страшную муку, когда лишимся всего этого, выйдя из бренных своих тел, и с этой мукой останимся в вечности.

   А если постараемся наполнить сердца и души наши добродетелями Христовыми, Благодатью Духа Святого, очистившись от земных пристрастий и привязанностей к временным благам, то испытаем несказанную радость, обретем небесное сокровище, т.е. Самого Бога. Как пишет апостол Павел: « Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1 Кор. 2:9).

   Также святая церковь вспоминает сегодня Адамово изгнание. Мы вспоминаем сегодня всеобщую нашу катастрофу в Адаме, вспоминаем грехопадение. Все мы получили по наследству от Адама поврежденную грехом природу человеческую, получили грех, тление и смерть.

    Бог сотворил человека по образу своему и подобию, сделав его венцом творения, призвав к величайшей цели – стать, не больше  ни меньше, богом по Благодати. 

   Поселяет Бог Адама в раю -  в место невинного и радостного пребывание в общении со Своим Творцом. И Адам должен был возрастать в этом общении. Но главным условием этого возрастания было послушание Богу, верность в любви к Нему. И  назначается для этого первому человеку совершенно не сложное для него, аскетическое упражнение. Адаму дается пост, заключавшийся в не вкушении плодов от древа познания добра и зла. А вкушение наказывалось смертью. Но, как толкуют святые отцы, плоды от этого дерева сами по себе не должны были нести смерть, а должны были приобщить человека к особенной Благодати Божией. Но не сразу, а только тогда, когда это будет угодно Богу. Т.е. данная заповедь была временной. 

    Адаму нужно было только преодолеть это испытание в своей свободе верности воли Божией, и приобрести непадательное во грех состояние. И тогда Сам Бог даровал бы им эти плоды, как награду за пост. Но Адам через Еву поддался искушению дьявола, вкусив от древа познания добра и зла, искусился стать богом помимо воли Божией, без поста, труда и испытания.

    Адам и Ева, несомненно, знали опытно, что добро - это общение с Богом, но что такое зло и смерть они знали только теоретически. И теперь они познали практически, что зло и смерть - это отлучение от благодатного общения со Своим Творцом. И к чему привела такая практика? Как толкуют святые отцы, Адам и Ева помрачились, повредились, исказились, «сошли с ума». Они увидели Славу Божию, в которой должны были возрастать и приближаться к Богу, но испугались Ее и спрятались в кусты. 

   Преждевременным вкушением произошло их отпадение от Бога. Таким вот невоздержанием, пренебрежением заповеди, легкомыслием первых людей, т.е. нарушением поста, случилась вселенская катастрофа, повреждение человеческой природы, - первородный грех. 

  Через тысячелетия воплотившийся Бог Слово Господь Наш Иисус Христос, на кресте в самом себе через воскресение исцеляет,  восстанавливает, обновляет эту нашу общую поврежденную человеческую природу. И всякий человек теперь может спастись, если облекается во Христа. И для этого нам дан пост, как время усиленной молитвы и покаяния, воздержания и благотворения, смирения и послушания, терпения и любви, борьбы с грехом. Чтобы научиться исполнять заповеди Божии, не повторять ошибок наших прародителей Адама и Евы, и тем самым приобщиться особой благодати Славного Христова Воскресения - Пасхи Христовой.

  Аминь!

  С праздником, с воскресным днем!

 

Фото:

Фотогалерея:

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет