Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
«ВОСПИТЫВАТЬ – ПИТАТЬ ДУХОВНО»

18 февраля в актовом зале Саранского колледжа электроники, экономики и права, по благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского состоялось пленарное заседание ежегодных Сретенско-Масловских образовательных чтений, которые вот уже много лет проводятся при активном сотрудничестве Мордовской митрополии и Министерства образования РМ.

В этом году Сретенско-Масловские чтения стали частью мероприятий, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Поэтому главная тем Чтений была сформулирована как «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в урочной и внеурочной деятельности, в преломлении духовного наследия преподобного Сергия Радонежского».

Особенностью нынешних Чтений стало присутствие и выступление на них известного миссионера протоиерея Олега Стеняева, который, в течение нескольких дней, выступит в епархиях Мордовской митрополии с рядом лекций.

Открывая пленарное заседание, его ведущий - председатель отдела религиозного образования и катехизации Саранской епархии иерей Николай Новотрясов зачитал Приветствие Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского к участникам и гостям образовательных чтений, в котором, в частности, было сказано:

"В настоящее время в обществе идет активный процесс поиска модели образования и воспитания, которая позволит сохранить духовно-нравственные, культурные и исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные в разные периоды его развития. Проблема осознанного духовного выбора, которая встает перед каждым подростком, осложняется сегодня негативным воздействием социальной среды, заставляющим говорить о духовной опасности для нации.

Православная Церковь вот уже более тысячи лет является созидательной основой для русского народа, способствующей созданию всего разнообразия культурных ценностей нашего Отечества. Можно смело говорить, что великая русская культура имеет свой источник в Православии: благолепная архитектура, чудесная музыка, иконопись, живопись, литература – всюду мы обнаружим этот благодатный источник. И то, что напитано Православием, до сих пор востребовано не только в нашем Отечестве, но и во всем мире.

Сегодня мы все становимся свидетелями конфликта ценностей и этот процесс не может не вызывать беспокойства православных жителей России. Современный мир предлагает человеку соблазны и искушения, далекие от Православия. Большая ответственность в связи со сложившейся ситуацией лежит на системе образования, которая теснейшим образом связана с воспитанием. Ценности – это то, что не возникает само по себе, но прививается в процессе воспитания, становится жизненной опорой и ориентиром в ситуациях сложного выбора. Следовательно, то, что мы сегодня передадим подрастающему поколению и ляжет в основу его жизненного пути, его духовного возрастания".

С приветствием от Министерства образования Республики Мордовия к участникам Сретенско-Масловских чтений выступила начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Ирина Валерьевна Ванисова:

«Уважаемые участники чтений, разрешите мне от имени Министерства образования поприветствовать всех участников Сретенско-Масловских чтений, которые уже стали для нашей республики традиционными.

Перед участниками сегодняшних чтений, конечно, стоит непростая задача – обсудить вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Настоящее и будущее российского общества и государства, конечно же, определяются бережным сохранением и развитием его духовно-нравственных традиций, исторических и культурных традиций всех народов России. Поэтому духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобретает особую значимость.

Современное образование в настоящий момент находится в процессе модернизации, и одним из этапов этой модернизации является внедрение федерального и государственных образовательных стандартов, одной из линий которых является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. В связи с этим появляются в учебном плане школ новые курсы. Так и в нашей республике с 2007 года реализуются курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», которые разработаны преподавателями нашего Мордовского государственного педагогического института. С 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях республики введен комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который тоже, в первую очередь, способствует духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее время данный курс изучают около 7 тысяч учащихся 4-х классов. Координацией всей этой работы занимается общественный совет по развитию православной культуры при Главе РМ. Между министерством образования и Саранской епархией Русской Православной Церкви заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого мы также проводим ряд мероприятий, одно из которых проходит сегодня.

Школа, это единственный, наверное, социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому наиболее последовательно и системно глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит именно в сфере образования. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и, в первую очередь, духовная и культурная жизнь школьника. Позвольте мне пожелать вам плодотворной работы, и хочется верить, что работа в этом направлении превратится в уроки добра, понимания и общения».

* * *

Поскольку повестка работы Сретенско-Масловских чтений весьма обширна, число докладчиков измеряется десятками (если считать по всем секциям), и привести текст всех выступлений, даже фрагментарно, просто не представляется возможным. Поэтому ограничимся выдержками всего из двух докладов – протоиерея Александра Пелина и протоиерея Олега Стеняева. Оба эти выступления были посвящены вопросам воспитания в людях нравственности, но отец Александр рассмотрел эту проблему на примерах современности, а отец Олег – на основании исторических данных о времени, когда жил и творил преподобный Сергий Радонежский, игумен земли русской.

Председатель отдела по делам молодежи Саранской епархии, ректор Саранского Духовного училища протоиерей Александр Пелин сразу же обратился к присутствующей в зале молодежи – студентам колледжа:

«Сегодня сфера наших интересов зачастую перенесена из реальной жизни в жизнь виртуальную. Я не говорю – хорошо это или плохо, но этот мир вы тоже должны осваивать, потому что, вообще, задача человека в этом мире – освоение этого мира. Ведь что значит – освятить или воцерковить мир? Это значит, что ту глубокую, большую задачу, которую человек получил от Бога, он осуществляет именно через восстановление своей целостности – и души, и тела – и через это как бы возрождается его личностное начало. Начало – это образ Божий, который нам дан, а наше задание – постепенно привести его к подобию Божиему.

Но сегодня мне бы хотелось обратиться к вам, молодым людям, не с объяснением каких-то богословских идей. И может быть, для вас прозвучит не совсем обычно то, что я буду говорить. Вот вы здесь учитесь в колледже, осваиваете различные профессии и специальности, но проблема заключается в том, что в скором времени многие профессии начнут просто исчезать. На недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе известный экономист Эрик Шмидт выступил с докладом, в котором говорилось, что многие рабочие места могут быть уничтожены в результате технического прогресса уже в ближайшие 20-30 лет. То есть, с большой долей вероятности, более трети современных профессий будет автоматизировано. Какие это профессии? Во-первых, речь идет о бухгалтерском учете, юридической работе, написании технических текстов. В число наиболее вероятных к исчезновению профессий входят (по убыванию вероятности) телемаркетолог, аудитор, продавец, риэлтор и стенографист. С большой вероятностью роботы заменят машинистов, пилотов и экономистов. В зоне риска также находятся такие профессии, как биолог-исследователь, актер, пожарный, редактор и химик. Таксисты во многих развитых странах исчезнут уже через 30 лет, ведь их «убийцы» – прототипы беспилотных автомобилей, уже ездят по дорогам Калифорнии.

К чему я всё это говорю? К тому, что вы сейчас переходите в эпоху глобальной конкуренции. И в эту самую эпоху вы должны обладать некоторыми принципиальными преимуществами, которые сделают вас конкурентоспособными по сравнению с другими людьми. А какие это преимущества? Наличие вашей веры, ваших убеждений, вашего духовного поиска, или, если уж говорить совсем открыто, вашей православности, это и есть то конкурентное преимущество, которое может и способно помочь вам противостоять некоторым вызовам грядущего века. <…>

Если вы сейчас, уже в этом возрасте, не зададите себе самые важные вопросы – почему я здесь, почему я живу и кто я вообще есть? – то на них вам никто, кроме вас самих, не ответит. И если вы ответите на эти вопросы глубоко, мудро и правильно, то вы сможете преодолеть все трудности, и никакие внешние силы и другие люди не смогут вам противостоять. Вы будете крепки и сильны, вы будете убеждены, вы будете верить в силу своего духа, потому что этот дух будет питаться Духом Божиим, потому что вы будете осознавать, что именно этот Дух был и в тех святых людях, которые построили нам наш могучий дом, нашу замечательную любимую Родину – Россию».

Протоиерей Олег Стеняев начал свой доклад с опровержения общепринятой формулировки «темное Средневековье», ведь именно к этому времени относится житие преподобного Сергия Радонежского, родившегося в 1314 году.

«Средневековое мировосприятие было глубоко оптимистично. Об этом с какой-то осязаемой силой свидетельствует средневековая икона, яркие краски которой показывают именно оптимизм тех людей, которые жили в так называемом «темном Средневековье». Собственно говоря, словосочетание «темное Средневековье» придумали протестанты, которые бросали вызов западной христианской традиции в  XVI веке, но с точки зрения многих исследователей Средневековья, это был светлый и радостный период. Жизнеутверждающие начала наполняли всю средневековую литературу, храмостроение, те традиции и обряды, которые тогда существовали. Собственно говоря, цивилизация западного мира была оформлена именно в период Средневековья. <…>

Если говорить о мировосприятии наших предков именно в период Средневековья, то у них было цельное мировосприятие. Они не разделяли жизнь на религиозную и светскую. Таким образом, ткань жизни не разрывалась, а воспринималась как единое целое. Наше славянское Средневековье осознавалось нашими предками как домостроительство спасения, как бы в виде написания некоей иконы. То есть, они воспринимали слова молитвы «Отче наш» «…да будет воля Твоя яко на небеси и на земли» буквально – как некую Конституцию. И они считали, что смысл жизни – перенести то, что на небе, в мир, который на земле.

Этот иконографический принцип они проявляли и в славянской речи. Например, если на современном русском языке я могу сказать «царство небесное» или «царство Московское», то на славянском языке это невозможно. Когда я говорю на этом языке о небесном, я говорю «ЦАРСТВИЕ небесное», когда я говорю о земном – «ЦАРСТВО Московское». Здесь мы видим как бы не раздельность – слова очень сходные – но и не слиянность, вот это мы и называем иконографическим принципом. То же самое мы видим в словах «ВОИНСТВО ангельское» и «ВОЙСКО русское». И если, например, на английском языке можно сказать «лорд Джизус Крайст», а на польском «пан Езус», то есть – «господин Иисус», то на старославянском это невозможно. Когда мы говорим о Боге, мы говорим «ГОСПОДЬ», когда мы говорим о земном правителе, мы говорим «ГОСПОДИН» или «ГОСУДАРЬ» («ГОСПОДАРЬ»). Вот это ощущение дистанции и в то же время стремление к тому, чтобы всё было «яко на небеси и на земли», чтобы именно в таком порядке осуществлялось домостроительство нашего спасения, вот именно это определяло цельное средневековое мировосприятие. <…>

Почему преподобный Сергий назвал свою обитель во имя Живоначальной Троицы? Это было политическое, но религиозно обусловленное решение. Троица – символ абсолютного единства. И обитель, носившая это имя, это была своего рода хоругвь, которая призывала людей к объединению. <…> Если вернуться к тому, с чего мы начали – что наши предки не делили ткань жизнь на светскую и религиозную, не дробили, не раздирали ее, то это проявляется и в отношении священнослужителей, прежде всего преподобного Сергия, к исполнению того, что сейчас назвали бы гражданским долгом. <…>

Когда преподобный Сергий узнает, что нижегородцы решили не признавать власть великого московского князя Димитрия Иоанновича, то преподобный Сергий оставляет уединение в лесу, приходит в Нижний Новгород, собирает там антиминсы в храмах и лишает этих людей возможности служить литургию. Казалось бы, что может быть выше литургии? Однако, в понимании преподобного Сергия, то, что жители Нижнего Новгорода не признают центральную московскую власть, это основание лишить их права служить литургию.

Как такой вывод мог родиться в сознании древнего средневекового священнослужителя? Он воспринимает жизнь как единое целое. В Нагорной проповеди Иисуса Христа сказано: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». То есть, в понимании преподобного Сергия, если эти люди вызвали гнев великого князя Московского, то пока они с ним не примирятся, пока не осуществят единство части периферии с центром, они не имеют права на литургию, потому что литургия – это, прежде всего, общее дело, которое предполагает согласие и единство в любви, наподобие единства лиц Святой Троицы».

* * *

Поскольку по инициативе или при активном содействии отдела религиозного образования и катехизации Саранской епархии в Мордовии проводится ряд конкурсов по линии Министерства образования, ни одни Сретенско-Масловские чтения не проходят без вручения грамот или дипломов. Вот и в этот раз, в начале пленарного заседания протоиерей Николай Новотрясов сообщил о том, что министр образования Российской Федерации Д.В. Ливанов наградил министра образования РМ Николая Владимировича Бычкова Грамотой Министерства образования и науки РФ - за организацию 2-го этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Приволжскому федеральному округу. А после окончания пленарного заседания грамоты и дипломы из рук отца Николая Новотрясова получили самые активные участники регионального этапа VI Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры – победитель этапа Виталий Чебоксаров из Республиканского лицея для одаренных детей и еще четверо учащихся старших классов, набравшие наибольшее количество баллов, трое из которых также представляли этот лицей.

Пресс-служба Саранской епархии

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет