Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Республиканская научно-практическая конференция

27 декабря 2013 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии, в Актовом зале Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. города Саранска состоялась Республиканская научно-практическая конференция «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. РУСЬ. НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ» (в рамках регионального этапа и в преддверие XXII международных Рождественских образовательных Патриарших чтений). Конференция посвящена юбилейному событию 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена земли русской.

Научно-практическая конференция объединила более 120 участников: священнослужителей, монашествующих, педагогов высшей школы, деятелей образования, науки и культуры, казачества, учителей, студентов, учеников и представителей общественности районов Республики Мордовия.

Конференцию открыл секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, который огласил Приветствие Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии участникам и гостям Рождественских образовательных чтений регионального этапа. В Приветствие в частности говорится о том, что, размышляя о святом каждый из нас может задать себе вопрос: почему спустя много веков пользуется всенародным почитанием не политический или общественный деятель, а простой монах, который совершая аскетический подвиг, лишь по любви к Отечеству для усмирения князей покидал свою келью.

Ответом является праведная жизнь игумена, когда он настолько приблизился к Богу, что стал творить удивительные вещи на глазах современников, а затем и будущих поколений…

Далее участников и гостей Рождественских образовательных чтений регионального этапа поздравил доктор исторических наук, профессор, член- корреспондент РАН Н.М. Арсентьев. Он в своем слове сказал о непреходящих православных ценностях, о реализованных издательских проектах по православной культуре, которые используются в учебном процессе.

Приветствие от Министерства образования РМ озвучила сотрудник Министерства Н.В. Салмова, которая пожелала всем участникам и гостям конференции успешной и плодотворной работы, результаты которой могут быть использованы в образовательном процессе и направлены на его усовершенствование.

Открыл Пленарную часть конференции Председатель отдела религиозного образования и катехизации Саранской епархии иерей Николай Новотрясов.

В своем докладе "Проблемы современного воспитания и образования в контексте жития прп. Сергия Радонежского" отец Николай сказал о совпадении по времени начала европейского Ренессанса и русского Возрождения. Одинаково поименованные, но совершенно разные по существу, эти явления демонстрируют нам два противоположных экзистенциальных полюса, расхождение которых становится явно заметным с XIV-го века. Появление гуманизма на Западе ознаменовало отказ от теоцентрического восприятия мира, заменив его антропоцетрическим…

Превознося человеческий разум, гуманисты усматривали в нем образ Божий, а на самого человека смотрели как на творца, призванного улучшать этот земной мир, а не аскетически отстраненно взирать на него. Мировоззренческий переворот, произведенный гуманистами, оказался столь сильным соблазном, что со временем ему поддались все страны и все народы, не зависимо от их религиозных и культурных традиций. В педагогике в XVII веке появляются такие учителя, как чешский гуманист Ян Амос Коменский и его английский коллега Джон Локк, в середине XVIII века накануне французской революции зазвучали идеи о «естественном воспитании» Ж.-Ж. Руссо, а в конце века появляется теория трудовой народной школы швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Все эти четыре теоретика гуманистического воспитания каждый по-своему отличительны, их идеи широко использовались в различных системах воспитания, в том числе и особенно настойчиво в советской педагогике.

… Однако сегодня мы может совершенно определенно признать, что все концепции, которые нам предлагает гуманистическая педагогика, оказались несостоятельными. Отчего такое произошло? Для православной богословской науки ответ на этот вопрос очевиден: все гуманистические теории, предлагающие средства для совершенствования человека, не учитывают глубокой греховной поврежденности самой природы человека. Это игнорирование испорченности нашей природы унаследовано гуманистами от римско-католической доктрины о первородном грехе (многие из которых принадлежали вообще протестантским Церквам). Согласно этой доктрины первородный грех отразился не столько на природе человека, сколько на отношении человека к Богу.

… Что же предлагает нам православная педагогика? Во-первых, своей целью она ставит привести заложенный в человеке образ Божий к богоподобию. Педагогика самым тесным образом связана с антропологией. Говоря о составе человеческой природы, свт. Феофан Затворник рисует трихотомическую схему человека: дух – душа – тело. Дух жить в Боге предназначен, душа – устраивать земной быт под руководством духа, тело – производить и блюсти видимую стихийную жизнь на земле под ведением обоих. К.Д. Ушинский всю свою педагогику строил на воспитании тела, души и духа. Образовать человека – это и значит, восстановить в нем падший образ Божий и привести его к богоподобию.

В своем выступлении профессор Грыжанкова М.Ю. на тему «Преподобный Сергий в моей жизни» подчеркнула, что «Житие С. Радонежского является сокровищницей духовной мудрости, в которой каждый желающий может почерпнуть ответы на свои вопросы и недоумения. В них рассыпаны мысли на самые разные темы: покаяния, терпения, скорбей, борьбы с помыслами ....» . Марина Юрьевна также поделилась с участниками конференции своим личным опытом знакомства с преподобным Сергием и опытом паломничества в Троице-Сергиеву Лавру.

От Краснослободской епархии в конференции принимала участие делегация педагогов воскресных школ во главе с Председателем епархиального отдела религиозного образования и катехизации игуменом Амфилохием (Куцыным). В своем выступлении отец Амфилохий высказался по проблеме упадка в современном обществе нравственных ценностей и патриотизма. Отец игумен, в частности, сказал: «Сегодня, очень важно и необходимо обратиться к своей истории и увидеть в ней великие, яркие, положительные личности и ставить их в пример. Таким примером, достойным подражания, является преподобный Сергий Радонежский».

В продолжение темы выступила учитель русского языка и литературы МБОУ “Торбеевская СОШ №1”, пгт. Торбеево Виканова Любовь Васильевна. Тема ее выступления: “Преподобный Сергий наш покровитель”. Ею был представлен мастер-класс проведения классного часа, посвященного преподобному Сергию Радонежскому. Любовь Васильевна поделилась с присутствующими своим опытом в проведении открытых уроков, посвященных православной культуре, великим святым, в данном случае, преподобному Сергию. Рассказала она и о том, что в Воскресных школах Краснослободской епархии сложилась традиция – каждый класс, начиная изучать внеурочно «Основы православной веры», выбирает себе покровителя из числа святых. Покровителем её класса как раз и является святой преподобный Сергий, что, несомненно, положительно влияет на ее подопечных, учеников класса, которым она руководит.

В докладе профессора И.В. Емелькиной: «Сергий Радонежский, как пример социального служения и любви к ближнему было сказано о том, Сергий Радонежский являет собой пример нравственного совершенства, поскольку ввел идею и практику «высокого жития» как некий общечеловеческий идеал. Он предпочитал украшать себя и завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой». По сути, это и есть в краткой форме главные составляющие идеи «высокого жития».

В отношении иноческой братии «высокое житие» состояло в полном отказе от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он полагал, что жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

В отношении мирян идея «высокого жития» заключалась в принятии смирения и любви.

Ещё одной неотъемлемой составляющей «высокого жития» являлась идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще.

Одно из условий «высокого жития» — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел смысл жизни в единомыслии.

Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

Жизнь С. Радонежского – это конкретный духовный опыт, пережитый им лично в процессе жизненного подвига или, выражаясь словами П. Флоренского, начертанный им «кровью сердца».

Жаровым В.Б. – Атаманом Саранского казачьего общества «Свято-Предтеченское» – была затронута проблема воспитания высокой нравственности у кадетов-казаков. Вячеслав Борисович особо подчеркнул воспитательную значимость для казаков-кадетов изучения взаимоотношений между преподобным Сергием Радонежским и святым благоверным князем Димитрием Донским. Эти отношения показывают глубину смирения князя, как воина и воиноначальника после получения им благословения на битву с превосходящим противником и силу молитвы преподобного Сергия Радонежеского, как игумена Земли Русской.

Выступление профессора Романова К.М. имеет практическую значимость, так как он затронул важную в современных условиях модель взаимопонимания людей в различных социальных институтах. В частности, через примеры народных сказок раскрыл конструктивную когнитивную позицию как основу взаимопонимания.

Протоиерей Василий Антипов, клирик Никольского храма г. Саранска, вёл речь о духовной основе образования. Так как человек пал, так как его помыслы и ощущения изменились из духовных в плотские и душевные, то необходимо при посредстве евангельских заповедей возвести ум и дух к помышлениям и ощущениям духовным. Отец Василий, обращаясь к духовенству и педагогам отметил, что наиважнейшее условие православного воспитания – собственный пример. Для того чтобы учить нравственности, надо знать, в том числе, и на личном опыте, что это такое.

С большой любовью Коваль Е. А., к.ф.н., доцент Средне-Волжского филиала  ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» в своем выступлении раскрыла образ преподобного Сергия Радонежского, как воина Христова и семейного миротворца. Екатерина Александровна отметила, что сочетание воина и миротворца представляет собой в преподобном Сергии образец смирения.  Смирение преподобного - это кладезь настоящей мудрости, которая помогала ему, просветляла его и во всех делах его помогала ему.

Несмотря на то, что преподобный Сергий не оставил после себя письменного наследия, в разные этапы своей жизни он явил различные образы смирения, проявляя его будучи сыном, братом, учеником, монахом, игуменом, защитником Отечества. Имея сердечное желание монашествовать, преподобный Сергий осуществил свое желание только тогда, когда похоронил своих родителей. Когда будущий преподобный столкнулся с проблемой освоения грамоты, он не отчаялся, не впал в уныние, и не стал завидовать братьям, которым обучение давалось легко. Смиренный отрок вымолил у Господа способность к учению.

Еще один образец смирения – это смирение юного подвижника Сергия, который, покинутый старшим братом, два года одиноко подвизался в дремучем лесу среди диких зверей, искушаемый бесами. Здесь преподобный явил себя и воином Христовым, и миротворцем, поскольку выдержал испытание, не отказался от своего намерения, и при этом не обиделся и не укорил своего старшего брата Стефана за то, что он покинул его.

Уже, будучи игуменом, преподобный Сергий еще раз прощает своего брата, который наряду с другими монахами Сергиевой обители ропщет на игумена. Братия была недовольна общежительным уставом, введенным преподобным, хотя он сам лично подавал пример братии: был и плотником, и просфорником, и иным образом служил братии, не гнушаясь любого труда. Однако, узнав о нежелании братии иметь его игуменом, преподобный смиренным образом не стал никого укорять, но ушел из обители.

Наконец, величайшее смирение преподобный Сергий проявил, благословив святого благоверного князя Димитрия Донского на битву. Желая во всем быть подобным миротворцу-Христу, преподобный Сергий ради любви к Отечеству дал свое благословение, встал на сугубую молитву о победе князя, а также послал с ним двух монахов, которые в миру были воинами.

Образы смирения, явленные преподобным Сергием Радонежским, особенно актуальны в современном мире. Пропаганда потребительства, достижения успеха любыми, в том числе, и противозаконными средствами приводит к развращению личности, а также длящемуся состоянию социальной аномии. Следовательно, популяризация жития преподобного Сергия может быть достаточно эффективной в решении вышеназванных проблем.

Секретарь Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе РМ Н.Е. Садовникова раскрыла педагогические идеи прп. Сергия Радонежского и их применение в современной системе образования. Сегодня актуальной является постановка целей воспитания, так как они на данный момент носят неопределенный характер. В православной педагогике решаются комплексно две задачи – подготовка к вечной и земной жизни через восхождение к свободе. Практика показывает, что сегодня молодому поколению необходимы положительные примеры семейного воспитания. Образцом истинно-христианской любви в супружестве и верности до самой смерти служат святые мученики Адриан и Наталия. Святые Петр и Феврония, являющие нам идеал целомудренной жизни, молятся за вступающих в брак.

Семьи, способствующие возрастанию святого, были крепкие верою и благочестием. Такими, какой была семья преподобного Сергия Радонежского. Жизнь его добрых и богоугодных родителей – Кирилла и Марии – была очень чистой, богобоязненной и их причислили к лику святых. Преподобный Сергий показал, что значит истинная духовная нравственная свобода, неподвластная внешним условиям, неблагоприятным обстоятельствам времени. Такая свобода может быть обретена только при глубоком смирении. Это видно из жития преподобного. Нам сегодня не хватает смирения. Кроме того, преп. Сергий был строителем соборности как свободного единодушия и единомыслия православных христиан.

Надежда Евгеньевна отметила также, что удивительно счастливым был брак Императрицы Александры Федоровны с Императором Николаем II. Александра Федоровна смысл брака видела в том, чтобы приносить радость. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Это не значит, что в семье не будет конфликтов или разногласий. Но семья это особое богатство, требующие соблюдения терпения, самоограничения. Царская семья вела тихую и скромную жизнь, дети же воспитывались строго и жили дружно.

На итоговом заседании научно-практической конференции был принят документ (резолюция), адресованный педагогическому сообществу, духовенству, профильным министерствам. Работа Конференции показала, что в современном мире не теряется актуальность подлинных и вечных нравственных ценностей, необходимых для нормального существования общества, в поддержку которых всегда выступает Русская Православная Церковь. Среди этих ценностей — свобода, мир, святость человеческой жизни от зачатия до естественной смерти, крепкая семья, основанная на любви и верности, общественный долг, обязательства человека перед ближними. Участники Чтений убеждены, что государство в своей политике призвано содействовать утверждению этих ценностей, противостоять попыткам их разрушения или отрицания.

После принятия Резолюции по результатам работы Конференции состоялось награждение победителей Регионального этапа Международного детского конкурса «Красота Божьего мира» 2013 года и награждение победителей I межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2013 года.

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет