Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
4-е поучение аввы Дорофея «О страхе Божием»

4 июня в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска состоялась лекция-беседа на 4-е поучение аввы Дорофея «О страхе Божием». Лекцию прочитал монах Константин (Сабельников).

В Священном Писании сказано: «Начало премудрости страх Господнь» (Притч.1:7); «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27); «бойтеся Господа вси святии Его» (Пс.33:10). Страх Божий – это не чувство тревоги, беспокойства, а сознание ответственности перед Богом за все свои мысли, слова и дела. Есть три вида страха соответственно трем устроениям верующих. Первый вид страха Божия – это когда человек уклоняется от греха из-за страха наказания. Такой человек находится в состоянии раба. Второй вид страха Божия – когда человек совершает добродетель в надежде получить награду от Бога. Прп. Исаак Сирин говорит, что страх потерять добродетель ограждает душу от того, чтобы не приписать ее себе и действительно не потерять. Поэтому когда человек совершает добродетель и надеется на награду, то и здесь он должен руководствоваться страхом потерять ее. И третий вид страха Божия – это когда человек совершает добродетель не ради награды, а ради нее самой. Это происходит тогда, когда он вкусит сладость добродетели и поймет, что сама возможность творить добродетель является для человека лучшим воздаянием. Через нее он получает благодать и приближается к Богу.

В Священном Писании сказано: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и» (Пс.33:12-15). Страху Господню надо учиться. Для этого надо уклоняться от зла и творить благо и прежде всего надо удерживать язык от зла и от лести, т.е. от человекоугодия. Авва Дорофей говорит, что страх Божий приобретается памятью смерти и мучений в аду, испытанием себя, отсутствием дерзости в общении и общением с человеком, боящимся Бога. «Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живем нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения. Сие последнее хуже всего – это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость».

В миру часто считается, что дерзость – это признак хороших, близких отношений с людьми. Нередко можно видеть, как друзья, особенно молодые, дерзко, неуважительно, неблагоговейно обращаются друг с другом. Авва Дорофей говорит: «нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение…». «…Когда Бог давал заповеди закона, Он сказал: "благоговейны сотворите сыны израилевы" (Лев. 15, 31), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди». То есть наши отношения с Богом зависят от наших отношений к ближним, от нашего благоговения к ним. Если человек не научится благоговейно относиться к людям, то он никогда не сможет достичь христианского совершенства и избавиться от страстей, он никогда не сможет полюбить Бога и людей евангельской любовью. Если человек пытается молиться, читать слово Божие, но неблагоговейно относится к окружающим, к равным себе или низшим, то он никогда не сможет ни глубоко понять слово Божие, ни достигнуть живого чувства присутствия Бога и общения с Ним.

Авва Дорофей приводит примеры из своей жизни, как он терпел оскорбления от братьев, но ничем не отвечал им, а, наоборот, даже заступался за одного брата, которого игумен хотел наказать за то, что он оскорблял его. Он так стремился не удержать язык свой от зла и не сказать никому никакого оскорбительного слова, даже если ему приходилось из-за этого страдать. Но благодаря такому смирению и терпению он достиг святости и показал нам пример. Причем примеры смирения и терпения перед братиями авва Дорофей приводит как примеры благоговения. Потому что благоговение – это состояние души неподвижной на зло и утвержденной в добре. Если человек достигает благоговения перед ближними, тогда он становится внутренне благоговейным и перед Богом. Он получает от Бога благодатную силу не делать зла даже в своем уме и в своих чувствах. Бог же наш да введет и нас в такое устроение души молитвами преподобного аввы Дорофея и всех святых Его.

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет