Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем воскресном Евангелии о богатом юноше мы слышим, что на вопрос учеников, - кто же может спастись, Христос отвечает: человеку это не возможно, но все возможно Богу. Это важнейшие слова, дорогие братья и сестры, для духовной жизни христианина.
Пример богатого юноши показателен. Человек он был благочестивый от юности своей: не убивал, не прелюбодействовал, не крал, не лжесвидетельствовал, почитал родителей своих, даже ближних своих любил. Но вот любил ли он Бога больше всего на свете? А ведь эта самая главная и первейшая заповедь закона Божьего. Как оказалось, нет. И этим во многом обесценивается все его благочестие, как основанное на внешнем исполнении закона. Так как всякое добро, является добром и благом только тогда, когда оно совершается ради Бога, Христа ради, как говорил преподобный Серафим Саровский.
Благочестие евангельского юноши угодно Богу, но только достаточно для человека Ветхого Завета, и направлено оно к земной плоскости с мирскими, скоропреходящими благами, по сути, не имеющими пользы для вечной жизни. Да, в израильском народе Ветхого Завета земное богатство было признаком праведности и благословения Божия, и богатый юноша жил согласно тогдашнему этому представлению. Но, ведь на землю пришел Господь. И сам Спаситель стоял перед этим юношей, о чем и догадывалось его сердце, почему он и спросил у Христа: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф.19,16). Конечно же, всеведущий Господь знал, что сердце юноши может откликнуться на призыв последовать за своим Богом, ради которого и даны были закон и пророки. И Господь ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Но юноша опечалился и отошел от Христа.
Лишь одно, что не может переступить всемогущий Бог и творец Неба и Земли, - это свободную волю своего образа, свободный выбор человека, иначе не возможна ответная любовь. Лишь в свободном волеизъявлении возможна ответная благодарная любовь человека к вселюбящему Богу. К великому сожалению такого ответного порыва со стороны юноши на призыв Господа последовать за ним не случилось. Не смог он преодолеть в себе фарисейское понимание праведности, как внешнее исполнение заповедей без внутреннего исправления сердца по подобию Христову. Ведь делами закона не оправдывается ни какая плоть, как пишет апостол Павел (см. Гал. 2:16). Господь призывал юношу к совершенству, наверняка зная, что это ему возможно. Он мог бы стать настоящим Богачом, то есть богатым в Боге, он мог стать богом по благодати, но не захотел. Страсть сребролюбия, как корень всех зол по апостолу Павлу (см. 1Тим. 6:10), оказалась для него важнее Божественного призвания.
У богатого юноши не хватило решимости отречься от всего и последовать за Христом, но он сам и не мог этого сделать своими силами. Ему нужно было только впустить Христа в свое сердце, воскликнув евангельскими словами: «Верую Господи, помоги моему неверию». Ведь невозможно исцелить самому собственное сердце, но что невозможно человеку, то возможно Богу. Только Христос, когда мы постоянно призываем имя Его святое во внимательной молитве, когда мы стараемся в покаянии жить по Евангелию, принимаем Его пречистые Тело и Кровь в таинстве Евхаристии, способен исцелить наше сердце от греха.
Евангельский юноша спрашивал, что нужно для спасения. Для спасения нужен Спаситель, для спасения нужен Христос и без Христа нет вечной жизни. И ни какие добрые дела не смогут помочь сами по себе, если сердце закрыто для Христа. А тому нужен Спаситель, кто понимает, что погибает, кто понимает, что без содействующей благодати Божией не может сделать ни какого истинно доброго дела. Так раскроим сердца наши навстречу Христу Богу вопреки богатому юноши, и будем вопиять к Нему постоянно: Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас.
Аминь. С праздником! С Воскресным Днем!
Фото:
Фотогалерея:
* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши