Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
«ГЛАВНОЕ – СОХРАНИТЬ БЛАГОДАТЬ»

«ГЛАВНОЕ – СОХРАНИТЬ БЛАГОДАТЬ»

20 февраля в актовом зале Свято-Феодоровского кафедрального собора прошла встреча священнослужителей и мирян Саранской епархии с известным богословом и миссионером Русской Православной Церкви протоиереем Олегом Стеняевым, клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. Это уже не первый приезд отца Олега в Саранск, и его лекции неизменно собирают большую аудиторию. Вот и в этот раз актовый зал собора был почти полон, причем большинство слушателей составили миряне. Духовенство Мордовской митрополии на встрече представляли иерей Василий Матвеев (председатель миссионерского отдела Саранской епархии), протоиерей Иоанн Просвирнин (благочинный церквей Ичалковского района) и протоиерей Евгений Ермольчев (исполняющий обязанности председателя миссионерского отдела Ардатовской епархии).

Лекция протоиерея Олега Стеняева была традиционно посвящена тому, как следует правильно молиться и что именно означают привычные слова, с которыми мы обращается к Богу. Разъясняя этот вопрос, отец Олег был довольно категоричен. Так, например, тех, кто говорит, что молиться можно своими словами, он назвал пустословами. Этот вывод отец Олег аргументировал тем, что перед нами есть пример Христа, который (и это видно по Евангелию) молился по Псалтири и даже последние Его слова на кресте – «Боже, Боже мой, для чего Ты оставил меня» – взяты из псалмов Давида.

Лекция отца Олега длилась почти два часа, поэтому приведем здесь лишь отдельные, наиболее яркие ее фрагменты:

«Вот иногда спрашивают: какое дело Богу, который создал Вселенную, до забот какой-нибудь бабушки, которая просит Его о повышении пенсии? Но могущество нашего Бога заключается именно в том, что, управляя всей Вселенной, Он не оставляет и первичные пылинки этой Вселенной – каждого из нас. Он есть Тот, Который дает каждой звезде имя навеки, как написано, но при этом Он есть тот Бог, который знает твои проблемы. Он знает твои переживания, Он реально знает, в чём ты нуждаешься прежде всего. Он знает по имени каждого из нас, Он знает имена наших детей, наших внуков и всех тех людей, которые дороги нашим сердцам».

«В Деяниях апостолов описан один случай, когда корабль шел по морю и начался страшный шторм. Все испугались и уже готовились к смерти, и только один человек на корабле спокойно спал. Этим человеком был апостол Павел. Когда его разбудили и спросили, почему он так спокоен, он ответил: «Я верю Богу». Можно просто верить в Бога, но никакой нашей заслуги в этом нет, ибо и бесы в него верят, а можно, как апостол Павел, верить Богу, верить в Его заботу о нас».

«Для нас Бог – это не ЧТО-ТО, Бог – это КТО, Бог – это личность. И мы выстраиваем диалог с Богом, как с личностью. Нельзя любить электричество, можно пользоваться им. Нельзя любить камень, влюбиться в звезду. Любовь, это такое чувство, которое возникает между личностью и личностью. И когда Писание говорит нам: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всей крепостью твоей» – это призыв к тому, чтобы мы выстраивали с Богом личные отношения. Это очень важно. Итак, без веры, как мы выяснили, человек не может осуществить свое моление перед Богом, чтобы оно было по настоящему эффективным».

«Что значит «Отче наш»? Почему в молитве стоит слово «наш», почему не стоит слово «мой»? «Отче мой» – было бы очень понятно. Но Господь нам дает именно эти слова – «Отче наш» – чтобы даже в этой интимной части нашей жизни, в личной молитве сокровенной, мы бы всегда соборно ощущали единство со всеми другими верующими. Поэтому, когда мы произносим: «Отче наш», мы совершаем молитву не только от своего имени – за себя, но и за всех наших родных и близких, которые в этот момент почему-то не молятся. Или мы совершаем эту молитву вместе со всеми другими, которые в это время молятся. И для нас очень дорого осознать, что Бог Небесный есть Отец – не только наш персональный, но он Отец всех верующих в Него, которые через Господа Иисуса Христа осознали свое сыновство к Богу».

«Не думайте, что в Библии переводчики просто так ставили в разных местах слова «Бог» или «Господь». Слово «Бог» – это перевод Септуагинты греческого слова «феос», а слово «Господь» – перевод Септуагинты греческого слово «кириос». В свою очередь, когда иудеи переводили Писание на греческий язык, создавали авторитетную для Церкви Септуагинту (это было до Рождества Христова, в третьем веке), они слово «элохим», которое дословно переводится как «судьи», перевели словом «феос». А четырехбуквенное непроизносимое имя Бога, которое означает меру божественного  милосердия, они перевели словом «кириос».

Поэтому, когда мы читаем о Сотворении Мира, там никакой «милости» нет, только Бог, Бог, Бог. Почему? Потому что мир природы подчиняется законам Творца, так называемым законам природы. Но когда Бог начинает творить человека, появляется имя, которое у нас переводится словом «Господь» и означает меру божественного милосердия. Потому что, творя человека, который наделен свободной волей, Он понимал, что его нельзя творить только на основах правосудия, его надо сотворить и на основах милосердия.

Человек может использовать свободную волю – этот дар, который наиболее уподобляет нас Богу (ведь Бог абсолютно свободен), во зло себе. И зло, которое существует в мире, – это возможность для человека реализовать свою свободную волю. И добро, которое существует в мире, – это возможность для человека реализовать свою свободную волю.

Если бы Бог всецело ограничивал зло, и человек был бы даже не способен его сотворить, это означало бы, что Бог отнял у нас свободную волю. Если бы человек был бы не способен творить зло, и в него была бы заложена только программа добра, то такой человек – уже не человек, а машина, компьютер, который не может уклониться от программы. А Бог, когда создал Рай и поселил там человека, посреди Рая поставил древо познания добра и зла, и тем самым обозначил, что человек – свободное существо. Когда мы говорим о военных преступлениях и тому подобном, не надо забывать того, что временная жизнь нам и дана для того, чтобы мы состоялись в добре и во зле. То есть, сделали бы свой выбор – где бы мы хотели находиться в вечности».

* * *

Вторая часть встречи была посвящена ответам на вопросы из зала. По ним, кстати, можно было понять, что послушать известного миссионера собрались люди самого разного уровня воцерковленности. Поэтому вопросы касались как теоретического богословия, так и самых обыденных вопросов церковной жизни, вроде «Можно ли ставить рядом с иконами фотографии еще не канонизированных старцев?» Вот ответы отца Олега на некоторые из них:

– Может ли человек подойти к причастию, если он выстоял воскресную службу от начала до конца?

– Без подготовки ко причастию, без вычитывания правила и без исповеди? Нет. Одного присутствия на литургии недостаточно. Причастие святых Христовых Тайн – это не приз, не награда, а лекарство против греха. Когда мы понимаем, что причастие – это сила Божия, попаляющая терние наших прегрешений, то выясняем: в причастии человек избавляется от самой склонности ко греху. Она ослабевает всё больше и больше – от причастия к причастию.

Если на исповеди перед причастием мы рассказываем о грехе как о содеянном поступке, то священник, властью, данной от Иисуса Христа, снимает с нас ответственность за грех как за поступок. Но человек не может просто грешить: это безумно – встать, пойти и делать что-то не продумав. Любой грех является результатом того закона греха, который живет в каждом из нас. У каждого свой набор дурных склонностей, предрасположенностей.

Так вот, казалось бы, мы исповедовались, и нам отпустили грехи. Но когда нас причащают, нам говорят: «…во оставление грехов». Каких грехов, если мы только что исповедовались? На исповеди отпускается грех как поступок, а в причастии попаляются тернии прегрешения, то есть – само основание греха, сам закон греха, сама склонность ко греху, которая живет в каждом человеке. Поэтому причастие – это не приз за хорошее поведение, это самое радикальное средство в борьбе со грехом. А если лекарство очень радикально, то к принятию его надо готовиться, надо внимательно прочитать инструкцию, это совершенно необходимо. Апостол Павел так и пишет: «Кто будет есть и пить от Тела и Крови не рассуждая о Теле и Крови, тот ест и пьет в осуждение».

– То, что происходит сейчас на Украине, это наказание за грехи?

– Мы не видим одной Украины, единой Украины. Есть две Украины – восточная и западная. А в Евангелии сказано: «Если царство разделится само в себе, оно не устоит». Но такая беда – не только проблема Украины. Весь мир находится в разделении: страны враждуют, интригуют против других стран. Нельзя политическими методами решать эти проблемы: кто бы ни начинал их решать, тот всё больше увязает в других проблемах, там самым обнаруживая бессилие установить порядок на земле. Он установится только тогда, когда Христос воцарится над этим миром в день славного Второго пришествия Своего.

– Как поститься тому, кто работает пять дней в неделю?

– Да, это очень насущный вопрос для многих. Часто бывает так, что в семьях нет традиции приготовления постной пищи, или у хозяек просто не хватает на это времени и знаний. Что я могу посоветовать – нужно стараться, искать репринтные издания дореволюционных кулинарных книг, где есть рецепты постного стола.

Мне кажется, главная проблема здесь – не как поститься, а как вести себя по окончании поста. В старину, на Руси, если человек причащался, он до вечера не вкушал пищи и старался избегать пустых разговоров. А что мы видим сейчас? Некоторые так разговляются после поста, что теряют даже ту малую толику благодати, которую получили. Задача и цель христиан XXI века – не только получить, но и сохранить благодать.

Бог ненавидит наши праздники, у пророка Исайи так и сказано: «Ненавижу ваши праздники». Когда мы праздник совмещаем с расслабленностью, с прекращением духовной борьбы, Бог ненавидит такое наше решение. И очень важно, когда мы именно серые будни наполняем духовным смыслом. То есть, смысл жизни христианина – от причастия до причастия – оберегать этот залог спасения, не расплескать эту воду благодати, не разлить ее по улицам города. Если мы будем так действовать, Бог увидит, что мы реально считаем, что это насущное для нас святое причастие, насущное – в смысле жизненно необходимое.

– Как добиться послушания детей?

– Через послушание Богу. Покоритесь Богу как отцу, и Отец Небесный поможет вам, чтобы ваши дети воспринимали вас как родителей – почитали и отца, и мать.

Мы часто обвиняем своих детей в разных недостатках, но не обращаем внимания на одну очень интересную деталь, на одно очень интересное обстоятельство. В Пятикнижии Моисея пять раз говорится о том, что родители должны обучать детей закону Божию. Но при этом экзегеты обращают внимание на то, что ни разу в Пятикнижии не сказано, что дети должны учиться. Из этого делается очень интересный вывод: мы должны обучать детей не только тогда, когда они хотят учиться, но и даже тогда, когда они не хотят учиться. И в зависимости от того, как мы обучаем наших детей, формируется их внутреннее мироощущение, вероубеждение внутреннее, и они становятся такими, какими мы создаем их. Поэтому, выговаривая о чём-то своим детям, мы не всегда замечаем, что смотрим в зеркало, и выговариваем реально самим себе. Дети – это всегда отражение той обстановки, которая существует дома, в семье, и никак иначе.

– В предпоследнем прошении молитвы Господней сказано «…и не введи нас во искушение…»? Разве Бог может искушать? В Писании в роли искусителя чаще всего выступает другой.

– Каждый искушается, обольщаясь собственной похотью. В действительности, мы просим в этой части молитвы Господней, чтобы Он ограничил воздействие дьявола на нас. Но в Писании говорится, что Он именно так и поступает. Сказано: Бог никогда не посылает нам испытаний сверх наших сил, но в самом испытании посылает нам и некое облегчение. То есть, Бог, когда нам посылает какие-то искушения, Он не делает это с  целью распознать нас, в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Это делается с одной целью – усовершенствовать нас. Как апостолы пишут: «золото, огнем очищенное».

Именно плотяность каждого из нас – то, что мы называем телом – это есть основание для нашего прощения. … То есть, наша плотяность является извинением для нас. Вот, есть такой великий богослов – святитель Иустин (Попович), и он пишет, что падшие ангелы не могут покаяться, потому что у них нет инструмента исправления. Этим инструментом является тело. И когда душа выходит из тела, она уже ничего не может в себе изменить, она потеряла инструмент исправления – тело.

Пока мы в теле, мы можем реально менять, и даже очень многое. Это связано с тем, что душа является хотя и творением Бога, но это творение чисто духовное – наша душа, и как непричастная к физическому миру, она немножко существует вне времени и пространства. И выходя из тела, она, с одной стороны, не имеет полноты бытия, потому что она теряет инструмент исправления – тело, а с другой стороны, она как бы в некоем таком застывшем состоянии пребывает, хотя есть и ощущения: ощущения боли, страдания, радости.

Бог призывает ко спасению не душу нашу, Он призывает ко спасению и дух, и душу, и тело. То есть – всю совокупность человека. Поэтому мы молимся за мертвых, ибо они как бы в состоянии предварительного заключение, а когда тело воскреснет, душа возвратится в тело, это будет новое тело (преображенное, но на основе нашего тела), то она обретет полноту бытия. И наказание будет, когда душа, дух и тело станут едины. И отцы формулируют эту ситуацию так: грешил в теле – будешь наказан в теле; жил праведно, пребывая в теле (то есть, воспользовался разумно этим инструментом исправления) – будешь и оправдан в теле.

– Как побороть раздражительность?

– Очень просто. Апостол Иаков сказал: «могущий обуздать язык, обуздает и всё тело». Как побороть раздражительность? Подходит раздражительность, начинайте говорить медленно. Когда вы начинаете говорить медленно, вы «узду накидываете» на свой язык, а «могущий обуздать язык, обуздает и всё тело».

Пресс-служба Саранской епархии

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет