
«СПАСИ И СОХРАНИ, ГОСПОДИ, НАШИХ ДЕТЕЙ…»
9 декабря в Свято-Феодоровском кафедральном соборе по окончании Божественной литургии состоялось отпевание погибшей девочки, имя которой за полтора месяца сотни раз было произнесено в выпусках местных теленовостей. 15-летняя Таня Иванова, жившая в Саранске на улице Фурманова, 20-го октября ушла переночевать к подруге, и с тех пор никто из родных ее не видел. Когда в понедельник, 22 октября, она не пришла в школу, там сразу поняли, что с Таней что-то случилось: она не была отличницей, но без уважительной причины уроки ни разу не пропустила. Классный руководитель связалась с родителями Тани, те подали в полицию заявление о пропаже. Поиски осложнялись тем, что Ивановы перехали в Саранск из Ковылкина меньше года назад, Таня была не очень общительной девочкой и близких друзей завести еще не успела. К делу, кроме полиции, подключились десятки добровольцев, но надежды найти девочку живой таяли с каждым днем. Лишь 7 декабря ее тело, частично вмерзшее в лед, было найдено в небольшом пруду рядом с той улицей, где она жила. Что именно случилось – пока не ясно.
Чтобы проводить девочку в последний путь и помолиться за упокой ее души, в храме собрались ее родные и близкие, одноклассники, учителя и руководство средней школы № 21, представители министерства образования РМ. Чин отпевания новопреставленной девицы Татианы совершил Преосвященнейший Илия, епископ Рузаевский, викарий Саранской епархии, которому сослужили несколько иереев и диаконов соборного клира. Перед началом богослужения владыка Илия обратился к собравшимся:
«Дорогие братья и сестры!
Дети – самое дорогое, что есть у нас. Дети – это наше будущее, наш завтрашний день, завтрашний день нашей республики и всего нашего Отечества. Казалось бы, мы живем в мирное время, когда ничто не предвещает беды, но и в это мирное время родители теряют своих детей. Полтора месяца назад меня попросили помолиться о том, чтобы поскорее нашлась пропавшая девочка – Таня. Уверен, что с такими же молитвами обращались к Богу тысячи людей. Господь услышал нас, но нашлась не сама Таня, а лишь ее безжизненное тело. Что случилось – знает только Господь. Но в том, что случилось, виноваты не семья и школа, как кто-то может сказать, а виновато всё наше общество.
Церковь во все времена призывала, призывает и будет призывать к тому, чтобы люди жили в любви, как учит наше Священное Писание. Наша задача – учить любви: детей – к родителям; родителей – к детям; всех в целом – к матери-Церкви, к Богу и к Отечеству, в котором мы с вами живем. Но мы же не хотим слышать голос матери-Церкви, а ведь это всё равно, что не слушать своих родителей. Как дети должны жить в послушании родителям, так и всем мы – в послушании матери-Церкви и Богу. Это не значит, что кто-то должен стоять за нашей спиной с плеткой. Нашим контролером, контролером наших дел и мыслей должна быть наша совесть.
Часто можно слышать такие слова: зачем учить детей Закону Божиему? зачем учить их послушанию и любви? это лишнее, это ни к чему. Так могут говорить только те, кто не хочет, чтобы мы жили мирной и доброй христианской жизнью. Как это ни абсурдно, но у подобной точки зрения еще очень много сторонников, которые выступают против того, чтобы мы обучали детей в школе азам христианской любви и мира. И вот сейчас мы пожинаем плоды подобной системы воспитания. Мы дожили до абсурда, когда дети выясняют отношения между собой с невиданной доселе злобой, когда они из-за какого-то пустяка избивают и даже убивают своих сверстников. Да, мы строим храмы в тюрьмах, чтобы люди могли там общаться с Господом, раскаиваясь в своих грехах и совершенных поступках. А вот эти храмы тогда зачем? Для кого построен вот этот прекрасный собор? Почему же мы с вами не приводим сюда своих детей, чтобы по-христиански воспитать их в духе мира и любви, а потом пожинать плоды такого же порядка? Нет, мы ждем, пока случится беда, и только после этого приходим в храм, чтобы молить Господа о помощи, милости и прощении.
И вот беда случилась. Мы пришли сегодня в этот храм, чтобы помолиться за упокой души девочки Тани. Это она привела сюда сегодня всех вас – своих родителей, родных, друзей и подруг. Но сама она уже не сможет ничего изменить. Так давайте помолимся о ее светлой душе, пусть Господь примет ее по нашим молитвам в Свои святые небесные селения. И дай Бог, чтобы эта потеря была для каждого из нас последней. Давайте будем внимательнее к наши детям и внукам, давайте будем беречь их. Не только семья и школа, а все мы, взрослые, не должны проходить мимо того, кто нуждается в нас. Если бы мы вовремя протянули руку помощи, то Танечка, может быть, не лежала бы сейчас здесь… Таков итог нашего безразличия и бездушия. Ребенок, ушедший из жизни в пянадцать лет – это укор всем нам. Кто-то не досмотрел, кто-то не проконтролировал, и вот мы имеем то, что имеем.
Не дай Господь никому испытать то, что творится сейчас в душах и сердцах родителей этой девочки. Пока сам такое не испытаешь, не поймешь. Спаси и сохрани, Господи, наших детей и всех нас от таких бед, дай нам прожить эту жизнь в мире и любви. Сейчас много говорится о скором наступлении конца света, и очень мало – о том, что это мы, прежде всего, гневим Бога. Наши с вами жизни для Господа – как огонек свечи, которую мы держим в руках. Дунуть разок – и всё: не будет ни нас, ни нашей планеты Земля. Но Господь долготерпеливо ждет того, что в наших сердцах и душах наконец-то проснется любовь к ближним и дальним, и мы начнем жить в мире с самими собой. Господь даровал нам эту планету – наш общий дом. И наша обязанность – соблюдать в этом доме чистоту и порядок, как мы соблюдаем чистоту и порядок в своих квартирах. А сделать это можно только своим поведением, живя доброй и мирной христианской жизнью. Дай Бог, чтобы было так».
С прощальным словом от коллектива школы № 21 выступила директор Галина Юрьевна Поскребышева:
«Безмерно и безутешно то горе, которое собрало нас сейчас с вами вместе. Особенно безмерно оно для Людмилы Феликсовны и Григория Ивановича, для родителей, потерявших любимую дочь. Вся наша школа около двух месяцев жила верой и надеждой, что ученица Таня Иванова вновь придет в ее стены. Но этого не произошло. … И в этом виноваты мы все, как правильно сказал владыка. Вина наша в том, что где-то мы не остановили и где-то мы не научили. Милая девочка, прости нас за это… прости за то, что в самый трудный для тебя момент мы не оказались с тобой рядом».
Отпевание было неспешным и торжественным. Сливающиеся воедино голоса священников, диаконов и певчих заполняли всё пространство храма, от их звучания начинало щемить душу: «Упокой, Господи, души усопшия рабы Твоея». Десятки людей всех возрастов, с заженными свечами в руках, не могли оторвать взгляда от гроба, в котором лежала девочка в белом платье, которая 26 сентября отметила свое 15-летие, но которой никогда не исполнится шестнадцать. Похоронили Таню Иванову в Ковылкине.
Михаил ИШЕНИН