
Записки путешественников
«Чем больше путешествую по России, тем больше люблю Саранск», - часто говорит декан факультета истории и права МГПИ им. М.Е. Евсевьева Светлана Сергеевна Еремина. В прошедшие выходные мы, студенты этого замечательного факультета, имели возможность присоединиться к этим словам. Но все по порядку.
Итак, мы – историки. Чтобы увидеть историю своими глазами нам не обязательно изобретать машину времени. Для этого достаточно хорошо знать исторические факты, прочесть полсотни умных книг и обязательно посетить места наиболее важных событий. И, конечно, любить путешествовать. Именно поэтому 21 апреля 2012 года в шесть часов утра группа студентов, весело помахивая из окна огромного автобуса родным учебным корпусам и общежитиям, выехали из родного города в сторону града Мурома, одного из старейших городов Русского государства.
Выехав за пределы нижегородской трассы на Муромскую дорожку, как временами казалось, не отремонтированную со времен ее основания, наш «человек-оркестр» Николай расчехлил гитару, и остаток пути песни сменяли друг друга. С песней же въехали в славный град Муром, где нас встречала тогда еще не знакомая нам экскурсовод Светлана, которая, забегая вперед, скажем, всего лишь через сутки провожала нас уже как родных.
Здесь начался рассказ, больше похожий не на привычную экскурсию, а на поэтическую повесть, которая рождалась на наших глазах. Как из песни кота Баюна являлись нам, то древний люд племени мурома, то жестокие кочевники, сжигавшие все, что попадалось на пути, то богатырь Илья Муромец, небесный покровитель воинов-пограничников. Здесь на минуту остановимся, вспоминая, как замерло сердечко, впервые соприкоснувшись с живой историей – вот он, защитник земли Русской, принявший на закате своей жизни постриг в схимну в Киево-Печерском монастыре, спит спокойным сном, но руки его по-прежнему сжимают рукоять меча. И кажется вдруг, что стоит врагу только вступить на русскую землю, и откроет сомкнутые веки богатырь, расправит свои плечи, поднимется на ноги, и нас за собой позовет. Потому как «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Слегка оглушенные красотой и величием Спасо-Преображенского мужского монастыря, молча, обедаем в трапезной, удивляясь только одному – как удается монахам столь простую и незамысловатую пищу сделать такой вкусной и питательной. Просто чувствуешь, что силы в тебе прибавляются, и хочется идти дальше, слышать этот голос истории, прикасаться к ее памятникам.
А впереди нас ждет Святотроицкий женский монастырь, где святые князь Петр и супруга его благочестивая княгиня Феврония учат уму-разуму всех, кто пришел к ним с вопросом, сомнением, своей собственной болью. Об их житии в последние годы написано много, подробно, достоверно. Проводятся фестивали, сняты документальные фильмы и даже появились мультипликационные герои, олицетворяющие эту семейную пару – символ любви, верности и кротости. Но подходишь к усыпальнице этих святых и откуда-то из самой глубины сердца, приходят одновременно слезы и радость, тихая грусть и ликование, что есть еще на земле Любовь. Та любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», как учил нас апостол Павел.
Вечером мы еще долго бродим по этому городу, любуясь его куполами, радуясь новым постройкам и огорчаясь обнажившимся после схода снега, банкам и бутылкам, не убранным остаткам строительного мусора. Еще вчера мы всем факультетом выходили на традиционный для этого времени года городской субботник, ругая самих же себя за беспечность и такое безответственное отношение к природе. И сами себе даем слово, что вот уж теперь точно, никогда-никогда не будем мусорить!
Рано утром, пока еще спит гостеприимный монастырь, потихоньку выбираемся из своих келий, оглядываемся в последний раз на Оку, кланяемся куполам и колоколам, уходим. Нас ждем город Владимир!
Туманом и легким дождичком встречает нас седой Владимир. Раннее утро, сырой асфальт и тысячи пластмассовых разноцветных цветов в руках горожан (родительская суббота напоминает о тех, кого уже с нами нет, но кто по-прежнему с нами в нашей душе). Пьем кофе в ближайшем кафе, строим планы на день, вспоминаем все, что знаем об истории Владимиро-Суздальской Руси, наперебой называя главные пунктики – Успенский собор, Дмитриевский, Золотые Ворота и т.д. Вздыхаем об одном – нет среди нас человека, который бы здесь уже побывал, и помог бы поскорее найти все эти жемчужины живописи и архитектуры.
И вот спустя четверть часа город проявил милость к своим гостям, рассеялся туман и … «А давайте сначала здесь погуляем, посмотрите, какая красота», - показывает Максим на золотые купола. И вот уже сорок голов поднимают свой взор вверх и все понимают, что, совершенно того не ведая, мы приехали как раз в самый центр города, и все те памятники, о которых только что говорили, просто скрывались от нас в тумане, а сейчас приглашают к себе, обещая поделиться своими сокровищами.
Несколько часов бродим мы от храма к монументу, от монумента к памятнику, от стелы к следующему храму. Каждый нашел что-то свое, сокровенное, в этом городе – один почти час провел рядом с ликами апостолов кисти Андрея Рублева, другой склонил голову перед иконой Владимирской Божьей Матери, третий внимательно изучает библейские и светские сюжеты каменных изразцов Дмитриевского собора
Золотые Ворота города, державшие осаду при нашествии Батыя – последний этап нашего исторического путешествия. Велик и незабвенен подвиг русского народа, не сдавшего город к ногам хана Батыя в 1238 году. После осады и пожара, город был практически уничтожен, жители, не успевшие укрыться в лесах, убиты, храмы сожжены. «Так жестоко был наказан русский народ, вовлеченный в княжескую междуусобицу», - заканчивает свой рассказ экскурсовод Алексей, наш коллега, выпускник исторического факультета. Каждый из нас сотни раз слышал эти слова, читал в учебнике, но только здесь в полной мере мы ощутили, как велики и трагичны эти последствия, какой дорогой ценой русский народ заплатил за горький урок.
На обратном пути, от накопившейся усталости и от пережитых, но еще не вполне усвоенных впечатлений, разговоры смолкли. Каждый думал о своем. О том, какие встретились нам люди, сколько интересного и важного мы услышали, о том, как хочется, чтобы трагические страницы истории нашей многострадальной Родины остались уроком, и не могли бы повториться в будущем. И о том, что нас ждет любимый Саранск, такой маленький и уютный, домашний и по-весеннему нарядный. Говорят, что «один день, проведенный в дали дома, дает больше, чем десять лет жизни дома». Это так, но самое большое счастье человека – возвращаться домой. Мы вернулись! Слава Богу за все!
---
- - -
* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши