Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Объяснение второй главы Первого соборного Послания апостола Петра

7 июня в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска состоялась лекция-беседа на тему: «Объяснение второй главы Первого соборного Послания апостола Петра». Лекцию провел монах Константин (Сабельников).

В первой главе этого послания апостол Петр написал, что Бог возродил нас к новой духовной жизни, суть которой состоит в надежде на то, чтобы наследовать Царство Небесное. Но для того, чтобы войти в него, необходимо через терпение искушений возрасти в вере и любить Господа Иисуса Христа. В надежде на силу благодати Божией верующие должны удаляться от похотей и стремиться к святости, очищать свои души для нелицемерной любви. Теперь апостол говорит о том, что для этого нужно.

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Спасение состоит в любви к Богу и ближним. Возрасти во спасение – значит возрасти в любви к Богу и ближним. Человек возрастает духовно через слово Божие, которое апостол называет чистым словесным молоком. Слово Божие чисто от всякой примеси человеческих заблуждений. Оно есть истина, и его надо полюбить. То есть верующие возрастают в любви к Богу и ближним через любовь к слову Божию. При этом они должны смиренно сознавать себя новорожденными, т.е. еще не сведущими в истинах веры, действительно начинающими духовную жизнь. Но для того чтобы полюбить слово Божие, надо отложить такие страсти и пороки, которые делают душу невосприимчивой для слова Божия. Это прежде всего злоба и различные проявления. О том, что необходимо бороться с похотью, апостол сказал в предыдущей главе.

Затем апостол говорит, что дальше должны делать христиане, которые начинают духовную жизнь и с любовью изучают слово Божие: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Христиане должны становиться духовным домом, т.е. домом, построенным из плодов Духа. Ап. Павел перечисляет эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал.5:6-7). Совокупность добродетелей апостол Петр называет домом, чтобы показать их взаимосвязь. Человек должен стать домом добродетелей. Как сказал один святой, душа живет в добродетелях, как в своей доме. Верующий должен приобрести эти добродетели и жить ими, пребывать в них умом, волей и чувствами, т.е. жить в них, как в своем доме.

Следующая цель духовной жизни – христиане должны устраивать из себя святое священство, чтобы приносить Богу духовные жертвы. В Церкви есть два вида священства: всеобщее и иерархическое. Священник – это тот, кто, с одной стороны, посвящен Богу, а с другой, приносит Богу угодные Ему жертвы. В Церкви Христовой каждый ее член должен быть посвящен Богу, т.е. жить ради Него и общаться с Ним. В Пс. 50-м сказано, что жертва Богу – дух сокрушенный (ст.19). В 140-м псалме пророк Давид говорит: «воздеяние рук моих - как жертва вечерняя» (ст. 2). В 49-м псалме Бог сказал: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня…» (ст. 23). По-славянски этот стих звучит так: «жертва хвалы прославит Мя и тамо явлю ему спасение Мое». То есть духовной жертвой Богу является молитва, хваление Бога и смиренное сердце, сокрушающееся о своем несовершенстве и греховности. Именно в таком духе необходимо молиться Богу, хвалить Его и прославлять. Таким образом, цель устроения из себя духовного дома добродетелей – приносить Богу благоприятные Ему молитвы, т.е. общаться с Ним. Молитва названа жертвой потому, что когда она исходит из добродетельного сердца, тогда в ней человек соединяется с Богом, действительно посвящается Ему. А жертва – это то, что посвящается Богу. Благоприятные жертвы приносятся Отцу Иисусом Христом, т.е. по вере в Него и Его силой, потому что, как сказал Спаситель, никто не приходит к Отцу, как только через Него (см.: Ин.14:6), и кто не пребудет в Нем, тот не может приносить плодов (см.: Ин.15:4). 

Итак, приступая к Христу, верующие должны приобретать добродетели и в молитве соединяться с Ним. Веру в Христа апостол назвал приступанием к Нему, потому что через веру и молитву христиане приближаются к Господу и общаются с Ним.

Затем апостол приводит слова Бога из книги пророка Исаии: Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Апостол назвал Господа камнем живым и привел это пророчество для того, чтобы показать, что Иисус Христос – это и есть тот камень, о котором было сказано в Ветхом Завете. Он есть основание духовной жизни каждого христианина и всего христианского общества в целом.

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Иисус Христос сказал фарисеям: «неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла"…» (Пс.117:22). Апостол говорит об отвержении иудеями Христа для того, чтобы их неверие не послужило поводом к сомнению в вере для христиан, особенно из иудеев. Если иудеи отвергли Христа, то верующие в Него, наоборот, должны служить Ему и уподобляться Ему.

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… Апостол называет христиан теми наименованиями, которыми назывался ветхозаветный Израиль. Этим он показывает, что теперь, с пришествием Христа, Божественное избранничество стало не по происхождению от рода Авраама, а по вере в Христа. Теперь не иудеи, а христиане являются родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел. Назначение христиан – возвещать совершенства Иисуса Христа, но возвещать не только словом, но самое главное, делами, как сказал Спаситель, «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Иудеи отвергают Христа, а христиане своей жизнью возвещают Его совершенства. Но чтобы возвещать Его совершенства, надо возлюбить слово Божие и на его основании преобразовывать свою жизнь и устраивать из себя дом духовный. Это спасение совершается в христианской общине, в Церкви. Поэтому апостол далее говорит о христианах: …Некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. Народ – это общность людей, объединенных прежде всего языком и культурой. Христиане составляют одну Церковь. Они объединены одной верой, одной иерархией и одними таинствами и поэтому действительно представляют собой народ Божий. Все эти блага они получили от Бога по Его милости. Эти истины апостол Петр выражает словами, взятыми из книги пророка Осии, в которых содержится пророчество о призвании в Церковь язычников. То есть в Ветхом Завете было предсказано как отступление иудеев, так и призвание язычников в Церковь Христову.

После того, как апостол изложил духовный смысл христианской жизни – стяжание добродетелей и посвящение себя Богу – он переходит к частным нравственным наставлениям. Прежде всего он снова говорит о целомудрии: Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу… Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что блуд делает душу неприступной для Святого Духа. Он называет христиан пришельцами и странниками. Этим он указывает, что они должны быть чужды обычаям этого мира, потому что они только пришли сюда на время и являются странниками, т.е. чужыми для него. Мы принадлежим Богу и Его Царству, ибо Он взял нас в Свой удел. Поэтому в этом мире мы странники.

Затем апостол говорит: и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. В первые века иудеи и язычники считали христиан за злодеев, злословили и клеветами их. Выражение «день посещения» или «время посещения» взято из Ветхого Завета. Оно означает время бедствия. Когда Моисей сошел с горы Синай и увидел, что еврейский народ сделал тельца и поклонялся ему, то Господь сказал Моисею: «в день посещения Моего Я посещу их за грех их» (Исх.32:34). Во 2-и или 3-м веке в Александрии вспыхнула эпидемия чумы. Люди выбрасывали своих умерших родственников на улицы, потому что боялись хоронить, город наполнился зловонием, что создало еще одну угрозу для здоровья и жизни жителей. Тогда христиане стали хоронить и своих умерших, и язычников. Это произвело такое сильное впечатление на александрийцев, что они изменили свое отношение к христианам, которые по сути спасли город от полного исчезновения. Таких примеров в истории Церкви немало.

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Когда писалось это послание, царем, т.е. императором был Нерон, гонитель христиан. Несмотря на это апостол заповедает послушание гражданской власти, но только в том, что не противоречит заповедям Божиим.

…Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Язычники, а в наше время неверующие, отрицательно относятся к христианству во многом из-за невежества, т.е. из-за того, что они не знают его. Их безумие состоит в том, что они не хотят знать истину и слушать ее. Апостол прямо пишет, что воля Божия в том, чтобы мы добрыми делами останавливали злословие в адрес христианства, чтобы мы опровергали это злословие своими добрыми делами. Воля Божия в том, чтобы свет христиан светил перед неверующими, чтобы те, видя их добрые дела, переставали злословить христианскую веру, а затем и прославили Бога за добродетельную жизнь Его последователей.

Но добрые дела надо делать ради исполнения заповеди Божией. Истинная свобода состоит в свободе от греха и в жизни для Бога. Добрые дела надо делать по совести, искренно, из желания угодить Богу, а не людям. Апостол приравнивает два казалось бы противоположных понятия. Он говорит: «как свободные», а затем поясняет: «как рабы Божии». Свобода – это не есть возможность делать, что хочу, а возможность жить по воле Божией.

Затем апостол говорит: Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Если человек не повинуется гражданским властям, то он не сможет почитать всех людей. А это необходимо, потому что если человек не почитает людей, то он не будет почитать и Бога. Братство – это община христиан. Мы друг другу братья и сестры во Христе. Надо любить не только тех, с кем общаешься, но и все братство, всю общину. «Бога бойтесь» - эта заповедь стоит на третьем месте, потому что если человек не почитает людей и не любит духовного близких ему, он не будет иметь в своей душе страх Божий. После страха Божия апостол говорит о почитании царя, подчеркивая, с одной стороны, что гражданские власти установлены Богом, а с другой, что послушание Богу выше, чем царю: Бога надо бояться, а царя почитать.

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Суть духовной жизни в послушании воле Божией. Верующий научается познавать волю Божию и исполнять ее через послушание людям и в частности тем, кого Господь поставил над ним. Для человека, особенно добродетельного, естественного воздавать добром за добро, усердно служить тому, кто к тебе хорошо относится. Но христиане должны также усердно служить и таким господам, которые к ним плохо относятся и причиняют им скорби. Он это должен делать ради Христа. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. То есть когда человек страдает несправедливо и при этом делает добро своему обидчику, то через это он уподобляется Христу, Который пострадал за нас невинно, оставил нам пример и призвал нас к такой добродетели. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Он действительно был невиновным. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Также и мы не должны угрожать своим обидчикам наказанием от Бога, но предавать это Богу. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. Христос дал нам возможность исцелиться от страстей и греха и жить для правды. Апостол изображает духовно-нравственное состояние людей до принятия христианства как духовное блуждание вне истины. Он напоминает нам о том, как мы жили и в каком состоянии находились до принятия христианской веры. Если же теперь мы возвратились а Богу, Пастырю и Хранителю наших душ, то и должны следовать за Ним и подражать Ему.

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет