Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Беседа на второе слово преподобного Симеона нового богослова

6 июня в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска состоялась беседа на второе слово преподобного Симеона нового богослова. Беседу провел монах Константин (Сабельников).

Через грехопадение Адама человеческая природа потеряла свое первоначальное состояние. Прп. Симеон называет его благобытием. «Бог соделался человеком для того, чтобы чрез вочеловечение Свое опять возвесть естество человеческое в благобытие».

«Бог в начале, когда создал человека, создал его святым, бесстрастным и безгрешным, по образу и подобию Своему…» Но человек был изменяем, т.е. у него был выбор остаться и совершенствоваться в святости или нет. Бог дал Адаму заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, чтобы он знал, что он изменяем, что он всецело зависим от своего Создателя.

Когда же человек нарушил заповедь и через это отпал от Бога, «тогда, чтобы совсем не отпал он от всякого добра…, дан был ему закон, чтобы показывал, что хорошо, и что худо. Ибо человек стал слеп, вышел из ума и обессмыслел; почему и имел нужду в научении…».

«После же, когда пришел Христос и так тесно соединил в Себе божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящиеся, т.е. божество и человечество, стали единым лицем, хотя пребывали неслиянными и несмешанными…» Через общение со Христом и жизнь по Его заповедям люди имеют возможность вернуться в то благобытие, от которого отпал Адам. Оно состоит в любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании, т.е. в тех плодах Святого Духа, о которых говорит апостол Павел в Гал. 5:22,23. «Кто же не имеет еще таковых плодов Св. Духа,тот и не Христов, как говорит Апостол: «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). «Такому надлежит подвизаться и постараться о том, чтобы соделаться Христовым, да не тщетно верует во Христа, - в каком случае Христос не пользует ему ничтоже».

Для того чтобы прийти в благобытие, прежде всего, нужно верить, что своими силами человек не может его достигнуть, оно дается нам только через воплощение Христово. Если же человек будет думать, что он достигает его своими усилиями, то все его труды: чтения, терпение скорбей, посты, бдения – будут напрасны и бесполезны. Поэтому долг каждого христианина познавать это таинство спасения нас через воплощение Христово. В Евангелии Господь сказал, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф.11:12). Но чтобы эти усилия не были тщетны, их надо предпринимать «не для того, чтобы придти в благобытие, но для того, чтоб сохранить благобытие, какое приняли мы прежде чрез святое крещение…» Следующее, что необходимо знать, это то, что «и в будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…» «Подобие же Христу составляют истина, кротость, правда, и вместе с ними смирение и человеколюбие. Истина зрится во всех словах, а кротость во всех противословиях; потому что кроткий, похвалами ли окружен или порицаниями, хранит себя бесстрастным, и ни похвалами не превозносится, ни порицаниями не огорчается». Обычно под кротостью понимают незлобие и покорность, а прп. Симеон к кротости относит и бесстрастие к похвалам, потому что насколько человек тщеславится похвалой, настолько он гневается на оскорбления. Далее, правда – это жизнь по заповедям. Смирение – это «убеждение, что только силою благодати, приемлемой от Христа, имеются в нем (в человеке) показанные добрые качества, т.е. истина, кротость и правда». «Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, и добрым и злым, и знаемым и незнаемым, как и сам Бог всем благотворит…» «…Над кем не восцарствовал Христос чрез те добродетели, о которых мы сказали, тот неподобен Христу, как отцу, и недостоин внити в Царствие Небесное… Почему излишни все прочие подвиги, если не бывают ради них. Постараемся же и мы, братие, соделаться подобными Христу посредством тех добродетелей, да сподобимся царствия Его. Ему слава и держава во веки. Аминь».

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет