Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Объяснение первой главы первого послания апостола Петра (продолжение)

2 июня в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска состоялась лекция-беседа на тему: «Объяснение первой главы первого послания апостола Петра (продолжение)». Лекцию прочитал монах Константин (Сабельников).

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии…  Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния – это провинции Малой Азии. Здесь проповедовал и основал церкви ап. Павел. Апостол Иаков в своем послании о себе пишет: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа». Он не указывает на то, что он епископ Иерусалима, потому что об этом все знали. Ап. Петр указывает на свое апостольское достоинство потому, что «…церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели». Он обращается к рассеянным пришельцам. Ап. Иаков словом «рассеяние» называет евреев, живущих вне Палестины. Слово «пришлец» в Ветхом Завете «…означало человека, жившего вне пределов своего отечества, в чужой земле…». Ап. Петр этими словами называет всех христиан вообще, показывая, что они являются странниками здесь, на земле, т.е. чуждыми миру, и что их «духовное, истинное отечество на небесах». Ап. Иаков в своем послании говорит, что «…дружба с миром есть вражда против Бога!» (4:4). Ап. Иоанн во первом послании пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). В первых же словах своего послания ап. Петр показывает, что христиане должны сознавать себя пришельцами в этом мире, т.е. чуждыми этому миру. Мы не живем в этом мире, мы только временные пришельцы в нем, т.е. пришли в него и скоро выйдем из него, а идем мы в наше небесное отечество. Такое самосознание нам, христианам, необходимо иметь, чтобы отчуждаться от суеты и страстей этого мира и жить для Бога. Мы принадлежим не этому миру, а Богу, хотя и временно живем в этом мире. Поэтому мы должны жить не для себя и мира, а для Бога. 

…Избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Здесь ап. Петр указывает на участие трех Лиц Пресвятой Троицы в деле спасения христиан, в данном случае в их призвании в Церковь Христову. Он говорит о предведении Бога Отца. Предведение означает, что Бог Отец заранее знал, кто примет истину и поэтому и послал ее им. Это также указывает на то, что Бог Отец является начальником домостроительства спасения людей и что оно совершается по Его воле. Ап. Иаков об этом говорит, что Бог Отец «…восхотев, родил… нас словом истины…» (Иак.1:18). При освящении от Духа. Христианская жизнь – это жизнь благодатная. Ап. Павел об этом сказал: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Благодать Духа Святого мы получаем в таинствах Крещения и Миропомазания. К послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа. Эти слова взяты из Ветхого Завета. Когда Моисей сошел с Синайской горы и вслух всего народа прочитал книги завета, люди дали торжественное обещание: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:3,7). После этого Моисей окропил народ жертвенной кровью, говоря: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами» (Исх.24:8). Моисей окропил еврейский народ кровью в знак вступления его в завет с Богом. Ветхий Завет был прообразом Нового. В Новом Завете также прежде всего требуется послушание воле Божией, т.е. исполнение заповедей. Иисус Христос заключил Новый Завет Своею кровью. На Тайной Вечери Он взял чашу и возблагодарив сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28). В Ветхом Завете люди освящались окроплением кровью жертвенного тельца, в Новом Завете христиане освящаются окроплением Кровью Иисуса Христа. Мы, окропляемся, т.е. освящаемся этой Кровью, когда причащаемся Тела и Крови Христовых. Ап. Петр назвал это не причащением, а окроплением, т.е. на языке Ветхого Завета говорит о Новом Завете, чтобы показать, с одной стороны, что Ветхий Завет был прообразом Нового, а, с другой, чтобы показать величие Нового Завета: к нему Господь готовил еврейский народ и все человечество еще более, чем за тысячу лет назад.

Благодать вам и мир да умножится. Апостол желает благодати Божией, потому что Бог действует в мире Своею благодатью, и мира, т.е. мира со своей совестью, с Богом и с ближними, потому что это то, для чего Господь пришел на землю. Когда Иисус Христос родился, ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение».

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому… Словами «Благословен Бог…» начинались еврейские молитвы, и у нас большинство богослужений начинается этим возгласом. Как Иисус Христос благодарил Отца, так и апостол, начиная говорить о спасении, прежде всего, благодарит за это Отца Небесного, потому что Он является началом Троицы и началом нашего спасения. Бог Отец возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому. В Таинстве Крещения мы рождаемся от воды и духа, т.е. у нас начинается новая, духовная жизнь. И апостол показывает нам, в чем прежде всего состоит эта жизнь: она состоит в надежде на жизнь вечную в Царстве Небесном, в живом уповании. Надежда – это ожидание и желание. Тот, кто желает чего-нибудь, тот и будет его ждать. Если человек не желает, но знает, что это будет, оно будет, но он его не ждет. Так вот христианская жизнь состоит в стремлении к Царству Божию, как сказал Господь: «ищите же прежде Царства Божия…» (Мф.6:33).

Затем апостол поясняет: к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас… Вечные блага, в противоположность, временным, нетленны, т.е. не портятся и не уничтожаются. Они чисты от всякого несовершенства и никогда не утрачивают живительную силу.

…Для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. Христиане – это те, кого Бог соблюдает для вечной жизни. Это не мы сами стоим в истинной вере и пребываем в Церкви. Это Господь Своей силой хранит нас, но через нашу веру в Него. Царство Небесное апостол называет спасением, готовым открыться в последнее время, т.е. при втором пришествии Христа.

О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений… Об этом, о своем призвании в Царство Небесное, христианин должен радоваться даже среди скорбей. Причем апостол Петр говорит о радости в повелительном наклонении. Он как бы заповедует радоваться. Это не значит, что мы должны в себе искусственно вызывать чувство радости, как это бывает у некоторых сектантов. Человек может радоваться о призвании в Царство Небесное тогда, когда он будет к нему стремиться всей душой, когда оно для него станет самым главным в жизни. Только тогда его сердце становится способным искренне радоваться о нем. Поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений. Христианская жизнь невозможно без скорбей, но это не значит, что мы всегда должны жить в скорбях. Апостол говорит: «поскорбев теперь немного, если нужно…», т.е. тогда, когда Бог посылает нам искушения.

Дальше апостол говорит, для чего Господь посылает нас искушения: дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа… То есть цель искушения – испытание веры. Ап. Иаков в своем послании пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение…» (Иак.1:2-3). Апостолы Петр и Иаков говорят об одном и том же и даже одними и теми же словами. Это показывает нам необходимость терпения скорбей для духовного возрастания. Ап. Петр указывает, что как огонь испытывает золото (он его очищает), так и искушения испытывают и очищают душу христианина. Но золото, хотя оно и не горит в огне, апостол называет его гибнущим, потому что, как бы оно ни было ценным, оно погибнет вместе с этим миром, потому что «земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). В явление Иисуса Христа, т.е. в Его второе пришествие во славе Отца Небесного, все земное погибнет, а верующие, испытанные искушениями, получают похвалу, честь и славу. Этой надеждой необходимо укрепляться в терпении скорбей.  

Затем апостол говорит об Иисусе Христе: Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,  достигая наконец верою вашею спасения душ. Прп. Ефрем Сирин говорит, что любовь происходит от радости. Тот, кто радуется о Христе, тот будет любить Его. И апостол Петр говорит: «Которого, не видев, любите», а затем дополняет: «и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь…». Мы познаем Господа верой, а вера в Христа достигает совершенства только тогда, когда она выражается в любви к Нему. Если перед этим апостол говорил о радости о вечной жизни, о вечных благах в Царстве Небесном, то теперь он говорит о радости о Христе, потому что именно Иисус Христос является средоточием жизни христианина. Затем он говорит: достигая наконец верою вашею спасения душ. Здесь спасением он называет уже не Царство славы, а состояние души христианина, потому что спасение состоит в стяжании Царства Божия в своей душе. Как говорит прп. Марк Подвижник, кто чего не имеет здесь (в этой жизни), тот не получит его и там (в вечности). Спасение души состоит в искренней любви ко Христу, а наследие вечных благ является следствием.

К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Эти слова апостол говорит, чтобы показать величие спасения, которое Господь нам приготовил и к которому нас призвал. О нем предсказывали пророки. На основании бывших им откровений пророки исследовали «не только то, когда …по истечении скольких веков и лет придет Мессия, но и то, каков … характер и дух, каковы обстоятельства и отношения того времени… Предметом же пророческих созерцаний и изысканий были страдания… Христа Спасителя, которыми Он в свое время совершил дело спасения людей, и последующая затем слава…, участниками которой являются и все верующие во Христа».

Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. То есть пророкам было открыто, что они не доживут до исполнения их пророчеств. Теперь мы, христиане, имеем то, о чем предсказывали пророки, что они исследовали и что теперь проповедано нам апостолами, благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес на них в день Пятидесятницы. Тайна спасения людей, к которой мы приобщаемся, настолько велика, что в нее желают проникнуть ангелы. Этими словами апостол показывает величие спасения, совершенного Христом и дарованного нам, чтобы мы не пренебрегали им, а дорожили им и жили ради него.  

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. То есть поскольку так велико спасение, дарованное нам Богом, надо иметь совершенную надежду на благодать Божию, которая подана нам благодаря крестной смерти и воскресению Иисуса Христа. Ап. Петр выше назвал ее силой Божией, которая соблюдает нас ко спасению. Не сам человек идет ко спасению, это Бог Своею благодатью ведет его к нему. Как маленький ребенок не сам ходит в детский сад, а его водят родители, потому что он и дорогу не знает и дойти не сможет, так и мы, не сами и не своей силой идем в Царство Небесное, а туда нас ведет благодать Божия. Препоясать чресла ума, т.е. обвязать поясом нижнюю часть ума. Это значит не думать ни о чем греховном, не колебаться сомнениями. Бодрствовать умом – значит всегда поучаться в тех истинах веры, которые являются основой христианской жизни и о которых выше написал ап. Петр. 

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.

На вере в Бога и в Его домостроительство спасения мы должны строить свою нравственную жизнь. Прежде всего мы должны делать это за послушание Богу, т.е. не потому что нам хочется быть благочестивыми, а потому что этого хочет Бог. Прп. Никодим Святогорец пишет, что уклоняться от зла надо не потому, что нам не хочется зла, а потому что Бог хочет, чтобы мы не делали зла. То есть нужно уклоняться от зла и стремиться к добродетели не по своей воле, а по воле Божией, за послушание Ему. Послушание воле Божией является основой и смыслом духовной жизни христианина.

Похоть – это страстное желание, вожделение. Прежде всего здесь имеется в виду нравственная распущенность, которая сильно была распространена в тогдашнем мире, а теперь распространяется и у нас. Когда человек порабощается страсти, он сообразуется ей. Так ап. Павел говорит: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2). Когда человек поступает по страсти, он сообразуется с ней, поступает в соответствии с ней, подчиняется ей. Апостол говорит, что похоти были в неведении, потому что в миру многие действительно не знают о разрушительности страсти блуда, не знают, что это грех. Если бы сейчас Церковь не свидетельствовала об этом, то, наверно, он давно уже бы стал нормой и превратил бы нашу жизнь в ад, к чему, к сожалению, сейчас общество и идет, медленно, но уверенно.

Итак, первым побуждением для благочестивой жизни является послушание воле Божией, вторым – пример Господа Иисуса Христа. Ап. Петр приводит слова Бога из книги Левит. Цитата, из которой они приведены, звучит так: «Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят…» (Лев.11:44). Мы не только должны слушаться Его, но и брать с Него пример, уподобляться Ему. Поскольку Он свят, то и мы должны быть святы во всех поступках. Святость – значит надмирность. Быть святыми в отношении с людьми, особенно другого пола, это значит общаться с ними как с личностями, созданными для вечной жизни в Боге. 

Третьим мотивом для святой жизни являются сыновние отношения с Богом Отцом и ответственность перед Ним за свои дела. Апостол пишет: И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего…  С одной стороны, Бог для нас Отец, а с другой – нелицеприятный Судья. Земную жизнь апостол называет странствованием. Этим он усиливает сознание ответственности. Этот мир – не постоянное место жительства, а место странствования. Наше отечество на небесах, в обителях Отца Небесного.

Затем апостол приводит еще один мотив к святости. Он говорит: …Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас… Ап. Петр указывает на одну сторону спасения, которое совершил для нас Иисус Христос: Он искупил нас от суетной жизни, преданной от отцов. Суета – это пустота, то, что не приносит пользы и исчезает. Суетная жизнь – это когда человек живет ради каких-то временных благ. Господь дал нам жить в этой временной жизни ради жизни вечной и не просто жить ради нее, а жить ею. Эта жизнь принадлежит к вечности, она есть начало вечности. Господь дал нам вечный смысл этой жизни. Ради того, чтобы дать нам новую жизнь, чтобы возродить нас к новой жизни, Господь пролил Свою Кровь на Кресте. Когда человек отказывается от этой новой духовной жизни, он пренебрегает страданиями Христовыми.  

Для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. Иисус Христос Сам воскрес из мертвых, потому что Он Сын Божий. В Евангелии от Иоанна сказано: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26). Если Иисус Христос имеет жизнь в Самом Себе, значит, Он и воскрес Сам. Иисус Христос воскресил Свою человеческую природу Своей Божественной силой и волей, а у Пресвятой Троицы Божественная сила и воля одна. Сын пребывает в Отце и ничего не может творить Сам от Себя (см.: Ин.5:19,30). Все, что Он творит, Он творит по воле Отца. Апостол говорит, что Его воскресил Бог Отец для того, чтобы показать, что началом домостроительства спасения и причиной спасительного воскресения Христова был Отец, а также что Иисус Христос – совершенный человек (а как человек Он не мог воскреснуть Сам). То есть он напоминает об истинности Боговоплощения, которое отвергло большинство иудеев.

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца… В начале послания апостол говорит о послушании Богу, а теперь – о послушании истине, т.е. слову Божию. Чрез Духа – значит действием благодати Божией. Если Господь Свою благодатью не очистит нас от страстей, то как бы мы ни пытались исполнять заповеди, сами мы не сможем очиститься. К нелицемерному братолюбию. Здесь апостол показывает цель очищения от страстей – искренняя любовь к ближним. Мы очищаем себя от страстей для того, чтобы искренне любить ближних, потому что Бог есть любовь, и Царство Небесное – это Царство любви, Царство любящих Бога и друг друга личностей. Истинная любовь к ближним – это и есть вечная жизнь. Ап. Иоанн говорит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3:14).  

…Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. В Евангелии сказано, что верующие рождаются от воды и Духа (см.: Ин.3:5). Ап. Иаков говорит, что Бог родил нас «словом истины» (Иак.1:18). Ап. Петр также говорит, что верующие возрождаются от слова Божия. Он называет слово Божие нетленным семенем. Апостолы не противоречат словам Христа. Они подчеркивают важность веры в слово Божие в деле возрождения человека, которое совершается в таинстве Крещения. Человек неверующий не может родиться в таинстве Крещения от воды и Духа, а «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Сначала человек принимает слово Божие, а затем он возрождается в таинстве Крещения. Христианин духовно рожден, т.е. получил веру, от вечного слова Божия, а поэтому он должен и жить по вере, жить этим словом Божиим, а оно учит любить друг друга.

Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. Здесь апостол указывает на самое главное препятствие для жизни по вере – это тщеславие. Спаситель сказал фарисеям: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5:44). Стремление к человеческой славе препятствовало фарисеям поверить словам Христа. Оно же препятствует и уже уверовавшим возрастать в вере. От кого человек ищет славы, тому он и старается угождать. Если он ищет славы у людей, т.е. у мира сего, то он стремиться им угождать, а это есть, как сказал ап. Иаков, дружба с миром, которая есть «вражда против Бога» (Иак.4:4). Всякая слава человеческая временна, как цвет травы, а слово Господне, которое нам проповедано, вечно, и живущие по этому слову наследуют жизнь вечную, похвалу, честь и славу в вечном Царстве Отца Небесного. 

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет