Православный календарь


службы онлайн, радио плеер


СОБОРНОЕ РАДИО И ТВ

Важные ссылки
Указ патриарха Кирилла
Объяснение 15-й главы Евангелия от Матфея

1 июня в Свято-Феодоровском кафедральном соборе города Саранска состоялась лекция беседа на тему «Объяснение 15-й главы Евангелия от Матфея». Лекцию прочитал монах Константин (Сабельников).

14-я глава Евангелия от Матфея заканчивается повествованием о том, как жители земли Геннисаретской, узнав Иисуса Христа, «послали во всю окрестность ту и принесли к нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф.14:35-36). Далее, в 15-й главе, говорится: «тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Мф.15:1-2). В то время, когда многие приходят к Христу и получают от Него исцеления, ученые книжники и фарисеи предъявляют Ему обвинения в нарушении обрядовых предписаний. То есть они не видели и не чувствовали Божественной силы, так явно действовавшей на людей. Это происходит и в наше время. И сейчас многие-многие люди в храмовой молитве и в церковных таинствах получают Божественную благодать, а другие утверждают, что поскольку храмы приняли ИНН, то в них благодати нет. Это показатель того, что в душах этих людей нет благодати, что их сердца закрыты для нее. Именно поэтому они способны принять такие страшные обвинения в адрес Церкви, ее таинств и иерархии. Почему Господь попустил в наше время распространяться такой лжи? Это испытание для верующих. В Евангелии от Иоанна есть такие слова Господа Иисуса Христа: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин.10:27), «за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин.10:3). Тот, кто искренно стремится к Господу, тот не пойдет за антицерковными силами, которые распространяют о Церкви ложные обвинения.

В ответ на обвинения книжников и фарисеев Господь ответил им: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим». По закону Моисея, дети должны были заботиться о своих престарелых родителях. Для многих это является довольно обременительной обязанностью. Тогда фарисеи придумали такой обряд: если человек придет в храм и скажет, что то, что он должен родителям, он посвящает Богу, то он уже мог для них ничего не делать, ведь нельзя забирать то, что посвящено Богу и отдавать людям. Таким образом, они придумали предание, которое полностью противоречит заповеди Божией и даже, как сказал Спаситель, отменяет её. Фарисеи обвинили Господа в том, что Его ученики нарушают предание старцев, а Господь указал им, что они своими преданиями нарушают заповеди Божии.

В наше время в церковной среде случается то же самое. У нас распространены человеческие предания, придуманные людьми, ради исполнения которых верующие даже нарушают заповедь Божию. Например, некоторые считают, что нельзя а день Усекновения главы Иоанна Предтечи разрезать яблоки, груши, арбузы и т.д., потому что они напоминают голову Иоанна Предтечи. Другие считают, что нельзя свечу передавать левой рукой и раздражаются на тех, кто так делает. Вот яркий пример, как люди человеческим преданием отменяют заповедь Божию о любви к ближним.

Затем Спаситель объяснил причину, из-за которой люди так поступают. Он сказал: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня…». То есть причина, почему люди поменяют заповеди Божии заповедями человеческими, - лицемерие, т.е. отсутствие искреннего стремления к Богу, когда человек сводит свою духовную жизнь к обрядовому благочестию: ходить в храм, поститься, вычитывать правило… - и все. Это все нужно и даже необходимо, но это лишь средство для общения и соединения с Богом. Когда это внешнее делание не приводит человека к внутреннему, оно превращается в лицемерие. Но «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим», - говорит Господь. Тщетно – значит, что они не получают Божественную благодать через такое почитание Бога, соединенным с такими заблуждениями, они не приближаются к Богу, потому что Бог есть Бог сердца, и приближаться к Нему и познавать Его надо сердцем, а не только устами.

«Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились?», т.е. не приняли его, не поверили в него. Иисус же сказал в ответ: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится…» Здесь Господь объяснил, почему они не приняли это наставление, которое ясно показало их заблуждение. Они являются тем растением, которое насадил не Отец Небесный. Этот образ взят из притчи о плевелах. В ней говорится: «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел…» (Мф.13:25). «Поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол…» (-:38-39). Книжники и фарисеи являются тем растением, которое насадил не Отец Небесный. Кто же это? Это диавол. Господь не говорит прямо, что их насадил диавол. Это вытекает из притчи о плевелах. То есть по духу они принадлежат не Богу, а диаволу и исполняют его волю. Поэтому они и не могут слушать слова Божии. То есть причина их противления учению Христа духовная.

Затем Спаситель говорит: «Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Как в притче о плевелах господин сказал рабам: «оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:30). Вот заповедь Христа, как поступать с теми, кто упорствует в своем противлении истине. Его надо оставить. Кроме того, когда появляется лжеучитель, всегда появляются и его последователи, т.е. те люди, которые сродны с ним по духу. Они падают в яму, т.е. в преисподнюю. Но они туда идут сами, по своей воле. Бывает так, что он сразу человек не может разобраться. Ап. Павел об этом говорит так: «если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:15). Если человек ошибается, но действительно ищет истину, то Бог обязательно откроет ее ему.

«Петр же отвечая сказал Ему (т.е. Господу): изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека…» Иисус Христос укорил апостола Петра, а через него и других учеников: «неужели и вы еще не разумеете: Еще ли не понимаете…» Господь пришел, чтобы научить людей истине, а здесь он укоряет. Этим Он показал, что Его ученики должны не только слушать, но и вдумываться, размышлять о том, что слышат. То есть ученики не поняли слов Христа потому, что нерадели об понимании. Это укорение относится и к нам. Очень часто мы не задумываемся над тем, что слышим. Один старец сказал: «во всем ищите великого смысла». Не задумываясь над высокими истинами и удовлетворяясь только лишь тем, что лежит на поверхности, люди лишают себя возможности понять очень важные вещи, необходимые для духовной жизни и спасения. 

Господь здесь объяснил важный принцип. Средоточием жизни человека является его сердце. Оскверняет человека не внешняя нечистота, а грех, и оскверняет грех человека, когда он исходит от самого этого человека. «Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».

«И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские». Слово «удалился» имеет духовный смысл. Оно указывает, что Христос духовно удалился от книжников и фарисеев.

«И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:22-24). Просьба апостолов – это молитва святых Господу. Господь не ответил на их просьбу. Почему? Он же пришел, чтобы привести людей к истине, Он исцелял всех, и тут Он отказывает женщине, которая не только просит Его о помощи, но даже и исповедует Его Господом, т.е. эта женщина, хотя и была язычницей, но услышав об учении Господа, уверовала в Него, и теперь она пришла к Нему, но Господь не отвечает на ее молитву. Дело в том, что язычники в то время жили крайне плохо. Среди них был распространен ужасный разврат. Женщина уверовала в Господа, но она не раскаялась в своих делах, видимо, за которые и было попущено беснование ее дочери. Поэтому Господь и молчал на ее просьбу. Поэтому Он и апостолам сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», т.е. только к тем, которые знают путь истинной жизни, знают законы Божии, сознают свою погибель и, получив помощь от Бога, будут жить по заповедям. Если же человека, которые не имеет раскаяния, исцелить, то он снова вернется к греху. Это значит, что Бог будет потворствовать его греху. Болезнь – духовная или физическая – хотя бы удерживает человека от греха и призывает его к покаянию. Если же он получает исцеление без покаяния, то для него это как оправдание греха и повод вести дальше прежний образ жизни. Эта женщина не имела покаяния и намерения исправить свою жизнь. Именно поэтому Господь не отвечал ей.

«А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Спаситель указал ей, что они, язычники, жили как псы. И это действительно так. Он сказал, что не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам, потому что Божественная сила предназначена для тех, кто имеет намерение жить в соответствии с нею. Женщина в ответ сказала: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». То есть она признала, что да, они живут как псы, но она просит хотя бы малую часть того, что получают сыны Израилевы. То есть она смирилась перед Господом, а это начало покаяния.

«Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Женщина проявила смирение, а Господь похвалил ее веру. Прп. Варсонофий Великий говорит: вера – смирение. Насколько у человека есть смирение, настолько в нем есть и вера. Как бы плохо ни жил человек, но если у него есть вера и смирение, он может принять милость Божию.

Дальше в Евангелии говорится: «Перешед оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там». Если после беседы с книжниками и фарисеями сказано, что Иисус удалился оттуда, то после беседы с хананеянкой – что он перешед оттуда, пришел к морю Галилейскому. То есть Спаситель, хотя и ушел телом, но не удалился от хананеянки, а духом остался с ней. Он только перешел в Галилею, но не удалился из страны Тирской и Сидонской.

«И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так-что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева» (Мф.15:30-31). Об исцелении многих говорится после повествовании о вере хананеянки, благодаря которой она сподобилась чудесного исцеления своей дочери. Господь удивился (по-человечески) её вере, а теперь здесь люди удивляются действию Иисуса Христа: «народ дивился, видя немых говорящими…» О многих чудесных исцелениях говорится после повествования о вере в знак того, что благодаря искренней вере людей Бог действует среди них. О хананеянки же говорилось сразу после повествования о беседе Господа с книжниками и фарисеями. Господь противопоставляет ее книжникам и фарисеям. Они, будучи учителями Израилевыми, не верили ни в Христа, не Его словам из-за своих предрассудков по отношению к обрядам и к своим преданиям. На современном языке это называется «стереотип мышления». А эта женщина, язычница и по вере, и по жизни, явила такую искреннюю веру, которой удивился даже Сам Христос.

«Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). В 9-й главе сказано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (9:36). Спаситель сначала пожалел о духовном состоянии людей, а теперь об физическом.

«И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» Ученики говорят, что им нечем накормить народ. «Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики – народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных; а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Мф.15:34-38). Из того малого, что имелось, Господь накормил народ, потому что источников и подателем всех благ является Он Сам. Сначала он воздал благодарение, чем показал нам пример, что мы должны за все, за все даяния Божии, благодарить. Роздал хлеб Он через учеников. Это значит, что Господь действует через Своих служителей. Все насытились, потому что Господь подает всем все необходимое. Осталось семь полных корзин кусков хлеба. Это означает, что Господь дает даже больше того, что люди могут вместить. По толкованию святых отцов, остатки хлеба означают те духовные истины, которые вмещают только апостолы.

В Евангелии говорится о двух чудесных насыщениях людей. Пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами (Мф.14:15-21) и четыре тысячи семью хлебами (в Евангелии от Марка добавлено, что и немногими рыбами). Тысяча в Священном Писании – это число, которое указывает на очень большое определенное множество, на полноту. Число «пять» указывает на пять чувств. Хлеб – это символ слова Божия, а рыба с древности была символом Господа Иисуса Христа; две рыбы – это указание на две природы во Христе: Божественную и человеческую. То что, Господь накормил пять тысяч накормил пятью хлебами и двумя рыбами, означает, что Он питает всех людей по всему миру (тысяча – неопределенное, но полное множество) слово Божиим (хлебом) и Телом и Кровию Своею (рыбой), дает пищу для всех его чувств и дает более того, что люди могут вместить (остатки хлеба).

Четыре тысячи – это человечества, живущего по всему свету, у которого четыре конца. Семь хлебов – это семь таинств. Через таинства Церкви Господь питает благодатью всех людей по всему миру. В первом случае хлеб был образом духовной пищи и главных образом слова Божия, то во втором случае он является образом Божественной благодати. Господь на землю принес истину и благодать, как об этом засвидетельствовал ап. Иоанн в Евангелии. Хлеб и является образом сначала истины, а затем благодати.

«И отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские» (Мф.15:36). Господь этим подал нам пример, что когда кто исполнит служение, надо удаляться от славы. 

---

- - -

* Для быстрой навигации по галерее используйте клавишу "Shift" и колесико мыши






Наши партнеры:

banner.jpg banner.jpg banner.jpg Яндекс.Метрика GISMETEO: Погода по г.Саранск

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет